Проблематика романа «Обломов»

Проблемы романа «Обломов»

Введение

Роман «Обломов» написан Гончаровым в середине 19 века, в переломный для холопской России период, отмеченный бурными политическими, экономическими и социальными переменами. В произведении писатель поднимал не только острые для того времени вопросы, но и поднимал вечные вопросы о цели человеческой жизни и смысле человеческого существования. Проблематика романа Гончарова «Обломов» охватывает различные социальные, психологические и философские вопросы, раскрывая глубокую идейную сущность произведения.

Социальная проблематика

Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения — «обломовщиной». Автор изображает его прежде всего как социальное явление, тенденциозное для целого слоя русских помещиков, сохраняющих верность старым традициям своего рода и архаическому и патриархальному укладу феодальной эпохи. «Обломовщина» становится острым пороком русского общества, воспитанного в обычаях и понятиях, в основе которых лежит употребление чужого труда — крепостных, а также культивирование идеалов беззаботного, ленивого и праздного.

Ярким представителем «обломовщины» является главный герой романа — Илья Ильич Обломов, выросший в семье бывшего помещика в далекой деревне Обломовка, на границе с Азией. Удаленность имущества от Европы и новой цивилизации, «сохранение» в обычном, размеренном времени и существовании, напоминающем полусон, — именно через сон Обломова автор изображает перед читателем Обломовщину, воссоздавая тем самым ту же атмосферу спокойствия и умиротворения у Ильи Ильича, граничащего с ленью и деградацией, характеризующегося ветхим имением, старой мебелью и т д

В романе «обломовщина» как преимущественно русское явление, присущее русским помещикам, противопоставляется европейской активности, постоянному самостоятельному труду, непрерывному обучению и развитию собственной личности. Носителем новых ценностей на работе является друг Обломова Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, который вместо того, чтобы самостоятельно решать свои проблемы, ищет человека, который сможет все сделать за него, Штольц сам прокладывает дорогу в своей жизни. У Андрея Ивановича нет времени мечтать и строить воздушные замки – он уверенно идет вперед, зная, как собственным трудом получить то, что ему нужно в жизни.

Социально-психологическая проблематика «Обломова»

Вопрос национального характера

Большинство исследователей определяют роман «Обломов» как социально-психологическое произведение, что связано с особенностями поставленной в книге проблематики. Касаясь темы «обломовщины», Гончаров не мог обойти стороной вопросы национального характера, основанные на различиях и сходствах русского и европейского менталитета. Не случайно Обломов, носитель русского менталитета и русских ценностей, воспитанный на народных сказках, сталкивается с практичным и трудолюбивым Штольцем, родившимся в семье русской мещанки и немецкого бизнесмена.

Многие исследователи характеризуют Штольца как некую машину: совершенный автоматический механизм, работающий на благо рабочего процесса. Однако образ Андрея Ивановича не менее трагичен, чем образ Обломова, живущего в мире грез и иллюзий. Если Илье Ильичу с детства прививались только одноточечные «обломовские» ценности, ставшие для него ведущими, то для Штольца ценности, полученные от матери, подобные «обломовским», были полны европейских, «немецких» ценностей ценностей», привитых отцом. Андрей Иванович, как и Обломов, не является гармоничной личностью, в которой русская душа и поэзия могут сочетаться с европейской практичностью. Он постоянно ищет себя.

Проблема «лишнего героя»

Из проблемы изображения национального характера вытекают следующие социально-психологические проблемы в романе «Обломов»: проблема дополнительного человека и проблема самоотождествления человека со временем, в котором он живет. Обломов — классический лишний герой в романе, окружающее его общество ему чуждо, ему трудно жить в быстро меняющемся мире, совершенно отличном от его спокойной родной Обломовки. Илья Ильич словно погряз в прошлом: даже планируя будущее, он все равно видит его сквозь призму прошлого, желая, чтобы будущее было таким же, как его прошлое, то есть подобным детству в Обломовке. В конце романа Илья Ильич получает желаемое: атмосфера, царящая в доме Агафьи, словно возвращает его в детство.

Философская проблематика

Тема любви

В романе Обломова Гончаров обращается к ряду вечных философских вопросов, актуальных и сегодня. Основной философской темой произведения является тема любви. Раскрывая отношения между героями, автор описывает различные виды любви. Первая – романтические отношения, полные большого чувства и вдохновения, но мимолетные между Ольгой и Обломовым. Влюбленные идеализировали друг друга, создавая в своем воображении далекие образы, непохожие на реальных людей. Кроме того, у Ольги и Обломова были разные трактовки сущности любви: Илья Ильич видел любовь к девушке в далеком обожании, неприступности, нереальности ее чувств, а Ольга воспринимала их отношения как начало нового пути и настоящего. Для девушки.

Любовь между Обломовым и Агафьей кажется совсем другой. Чувства Ильи Ильича были больше похожи на любовь сына к матери, тогда как чувства Агафьи были на безусловное обожание Обломова, на слепое обожание матери, готовой отдать все ради сына.

Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь родилась на основе крепкой дружбы и полного взаимного доверия, но со временем чувственная и поэтичная Ольга начинает понимать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства, которое она чувствовала рядом с собой Обломовым.

Смысл жизни человека

Главной проблемой романа «Обломов», охватывающей все рассмотренные выше темы, является вопрос о смысле жизни человека, полном счастье и способах его достижения. На работе никто из героев не находит настоящего счастья, даже Обломов, который в конце работы якобы получает то, о чем мечтал всю жизнь. Сквозь пелену оцепеневшей и унижающей совести Илья Ильич просто не мог понять, что путь разрушения не может привести к истинному счастью. Штольц и Ольгу нельзя назвать счастливыми: несмотря на семейное благополучие и спокойную жизнь, они продолжают гнаться за чем-то важным, но неуловимым, что чувствовали в Обломове, но не могли уловить.

Заключение

Выявленные вопросы не исчерпывают идейной глубины работы, а лишь кратко представляют собой анализ проблем «Обломова». Гончаров не дает конкретных ответов на вопрос: в чем счастье человека: в постоянном стремлении вперед или в размеренном спокойствии? Автор лишь приближает читателя к решению этой вечной дилеммы, верным выходом из которой, быть может, является гармония двух руководящих принципов нашей жизни.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть