Анализ стихотворения «Море» Жуковского

Анализ стихотворения Жуковского «Море

«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, как тонко чувствовал поэт могущественную стихию. В школе ты учишься в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким разбором «Море» по плану. Станет отличным помощником при подготовке к урокам и экзамену.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение Подробнее.

История создания написана в 1822 году, когда В. Жуковский уже имел образование поэта и был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения — красота и характер моря.

Композиция: произведение условно разделено на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий просторы бушующего моря. Формально стихотворение не делится на строфы.

Жанр — элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибракон, строки не рифмуются.

Метафоры: «ты жив; смущенной любовью дышишь, тоскливая мысль наполняет тебя», «что движет твоей необъятной грудью», «ты бьешься, воешь, поднимаешь волны», «ты, любуясь небом, трепещешь за него».

Эпитеты: «молчаливое море, синее море», «земная неволя», «светлое далекое небо», «таинственная и сладкая» жизнь, «сияющая синева», «темные тучи».

История создания

Анализируемое стихотворение написано В. Жуковским в 1822 г. Период зрелости творчества поэта отмечен переходом от сентиментализма к романтизму. Это направление было очень популярно в русской литературе начала XIX века. Его знаки просматриваются и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.

История создания поэмы также связана с личными переживаниями автора. На момент появления литературного морского пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но не смог создать с ней семью. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

Тема

В произведении автор развивает тему красоты и силы морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский создает статичные и динамичные пейзажи в одном произведении.

Под образом лирического героя скрывается человек, умеющий понимать природу и разговаривающий с морем как со старым другом. Пребывание наедине с морем доставляет ему удовольствие: «Я очарован твоей бездной».

В первой части стихотворения море молчит. Глаз лирического героя радует синева моря. Он уверен, что море живое и знает также, что водные просторы полны тревожной мысли. Лирический герой просит море открыть свои тайны, сокрытые глубоко в лоне вод. Предполагается, что морская стихия достигает неба. Он сливается с «светящейся голубизной» неба, полного его света.

Союз моря и неба разрушен черными тучами. Они пытаются взять высоту, но водная стихия не сдается без боя. Море бьется, воет, кипит волнами и разбивает тьму. Он скоро побеждает, но долго озабочен, воспалён борьбой. Чтобы воспроизвести бушующее море, автор связывает глаголы в цепочки. Они придают динамизм пейзажу.

В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, но внутри переживает за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

Можно предположить, что через метафорические образы В. Жуковский говорил о своих отношениях с М. Протасовой. Море — это воплощение самого автора, а небо — его возлюбленная.

Композиция

В 9 классе важно уметь анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» его можно разделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий просторы бушующего моря. Стихотворение не делится на строфы. Благодаря особенностям композиции линии напоминают волны бескрайнего моря.

Жанр

Сам В. Жуковский определил стих как элегию. На самом деле она написана в этом жанре, потому что произведение носит созерцательный характер и в его строчках появляются грустные нотки. Поэтический размер – четырехфутовый амфибрак. Стихи не связаны рифмами, их созвучие основано на ритме.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние лирического героя и воспроизвести красоту моря, В. Жуковский использовал художественные средства. Главную роль в тексте играют метафоры: «ты жив; смущенной любовью дышишь, тоскливая мысль наполняет тебя», «что движет твоей необъятной грудью», «ты бьешься, воешь, поднимаешь волны», «ты, любуясь небом, трепещешь за него». Выразительность морским картинам придают эпитеты: «молчаливое море, синее море», «земное рабство», «светлое далекое небо», «таинственная, сладкая» жизнь, «светящаяся синева», «темные тучи».

Звук моря автор воспроизвел с помощью аллитерации. В некоторых строфах он использовал слова с согласными «ж», «ш»: «ты жив; ты дышишь», «деремся, воем, волны поднимаем, рвем и терзаем».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть