Анализ стихотворения «Я встретил вас – и всё былое» Тютчева

Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил тебя, и все прошлое

Стихотворение «Встретил я тебя, и все былое» было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 г. Оно является одним из образцов любовной лирики поэта, созданной в последний период его творческой деятельности. Краткий анализ «Я встретил тебя, и все прошлое» можно использовать по плану при изучении произведения на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение Я встретил тебя — и все прошлое.

История создания: поэма написана в 1870 году, когда Тютчеву было уже 67 лет, это один из образцов произведений о любви.

Тема стихотворения о чувствах, забытых поэтом, но возродившихся при встрече после долгой разлуки.

Композиция линейна, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой женщиной, сравнивает ее с кратким ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства и, наконец, понимает, что все это и есть настоящая любовь.

Жанр — лирическое стихотворение — очень яркое эмоциональное начало, в произведении отражены мысли и чувства лирического героя.

Стихотворный размер — Стихотворение написано ямбом, точные, используются мужские и женские рифмы, причем они чередуются, способ рифмовки перекрестный АБАБ.

Эпитеты: «в отжившем сердце», «золотое время», «духовная полнота”.

Гипербола — «после века разлуки…”.

Персонификации — «…все, что было…ожило», «…жизнь снова заговорила”.

Метафоры: «всё окутало дыханием», «на сердце стало так тепло”.

Аллитерация – это повторение звуков «з», «с», «д», «т», «б», «р”.

Ассонанс – повторение гласных «о», «а», «е”.

Анафора — «Есть не одна…», «Здесь жизнь…»; «И в тебе то же…», «И в душе то же…”.

Градация — «Есть дни, есть час…”.

История создания

Любовная лирика Федора Тютчева особенно заметна в последний период его творчества. В стихах отразились их чувства, разочарования и мечты. Стихотворение «Я встретил тебя» он написал в 1870 году в зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение полно глубоких и ярких эмоций, живой силы любящего сердца. Это было вызвано встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Его имя было зашифровано им в буквах KB (Круденер к баронессе).

Тема

Лирический герой встречает свою былую любовь, которая пробуждает в нем старые чувства. Воспоминания ему приятны: «Я вспомнил золотой век, и на душе стало так тепло…”.

Образ возлюбленной не точен, переданы лишь чувства поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие у нее были «милые черты», но мы понимаем, что лирический герой любил ее.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых имеет определенный смысл, а вместе они создают неповторимую цепочку мыслей поэта. С самого начала мы узнаем о встрече героя с любимой, которую он давно не видел. Прошедшие времена, связанные с ним, он называет «золотым временем», они ему дороги. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства: «и на сердце стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие ему о себе ощущения с весной.

Следующие строфы — это постепенное усиление, наплыв чувств: «звуки, которые не прекращались во мне, стали слышнее…». И уже в конце стихотворения он нагло называет это любовью: «жизнь снова заговорила”.

Стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки и написано ямбом. Используются разные виды рифм, они чередуются: в первой и третьей строках — женский род (первая — золотая, иногда — весенняя), во второй и четвертой — мужской (ожил, тепло, час, мы). Все строки характеризуются точной рифмовкой: дыхание – экстаз, полнота – черты. Метод рифмовки перекрестный (рифмуются по принципу АБАВ).

Жанр

Жанр, в котором написано произведение, – лирическая поэма. В нем переданы самые сокровенные чувства, переживания лирического героя.
Теперь всем известен и одноименный красивый и мелодичный романс, возникший в результате наложения стихотворения на музыку.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные в стихотворении, весьма разнообразны. Их сочетание создает чувство сопереживания лирическому герою, его переживаниям. Тютчев использует эпитеты: «в отжившем сердце», «золотое время», «духовная полнота», метафоры: «всё дыханием покрылось», «на сердце стало так тепло”.

Интересны и олицетворения: «…все из прошлого… вернулось к жизни», «…жизнь заговорила вновь», гипербола: «после века разлуки…”.

Особую, напевную мелодичность стихотворению придает повторение звуков: «з», «с», «д», «т», «б», «р» (аллитерация). Например, звук «т» в первой строфе встречается семь раз. Также используется ассонанс: повторение звуков «о», «а», «е”.

Для усиления эффекта, производимого на читателя, поэт использует и такие художественные приемы, как анафора («Есть не одна вещь…», «Есть жизнь…»; «И то же в тебе… «, «И в душе то же…») и градации («Бывают дни, бывают часы”).

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть