Женские образы в романе «Обломов» Гончарова

Женские образы в романе Гончарова «Обломов

Введение

Роман Ивана Гончарова «Обломов» — важное произведение русской литературы, раскрывающее многие острые проблемы социальной и духовной жизни российского общества. Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» — образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви в женщинах имело различный характер, по-разному отразившийся на судьбе Ильи Ильича.
Как и мужские образы, женские у Обломова также противопоставлены, что хорошо видно как при рассмотрении внешнего портрета героинь, так и при анализе их внутреннего мира, черт характера и темперамента.

Портретные характеристики женских образов

Оба женских образа, Ольги и Агафьи, изображены положительно и вызывают симпатию у читателя. Ольга предстает перед нами серьезной и любознательной натурой, для которой важно постоянно узнавать что-то новое, доселе неизведанное. Девушка много думает, о чем свидетельствует даже ее портрет: тонкие, поджатые губы и складка над бровью «как будто там покоилась мысль», острый, ничего не пропускающий взгляд, полный жизни. В образе Ольги не было исключительной красоты, но она привлекала особым изяществом и изяществом, через которые были заметны душевная глубина, гармония и артистизм девушки. Ольга воспитывалась в дворянской семье, где получила хорошее воспитание и образование. Поэтическая и чувственная натура девушки, преображающаяся во время пения.

Перед читателем предстает совсем другая Агафья Пшеницына. Женщина изображена писателем исконно русской красавицей со светлой кожей и округлыми формами. Основные характеристики Агафьи – кротость, спокойствие, доброта, послушание, потребность заботиться о ком-то и полностью отдавать себя. Женщина из простой семьи, образования у нее нет, но и знания ей не нужны, так как основной комфортной для нее сферой деятельности всегда была уборка – приготовление пищи и обустройство дома.

Два типа русской женщины

Женщины в романе Гончарова «Обломов» — это два основных типа русских женщин, которые преобладали в русском обществе в XIX веке и существуют до сих пор, хотя и в несколько видоизмененном виде.

Агафья – представительница классического типа русской женщины, хранительницы домашнего очага, всегда уступающая мужу в деятельности, всегда соглашающаяся с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях. Это как бы частичка той самой далекой и «красивой» Обломовки, своего рода рай для каждого русского человека, место, где можно ни о чем не беспокоиться, проводить время в спокойном отдыхе и приятных мечтах и ​​мыслях. В отличие от Ольги, Агафья не находится в вечном поиске знаний, собственного счастья или цели жизни, она не пытается изменить мир вокруг себя: она принимает все, что ей дается, и любит мир, в котором живет. Некоторые исследователи отмечают глупость Пшеницыной, но дурой ее назвать нельзя: она делает все, что ей подсказывает сердце. И если бы Ольга попыталась изменить, сломать Обломова.

Ольга – новый тип русской женщины для русского менталитета. Воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы, девушка видит перед собой целый мир, не доедая до кастрюль и штопая одежду мужа. Она не перестает учиться, постоянно просит Штольца и Обломова рассказать ей что-то новое, постоянно развивается и стремится двигаться вперед: к новым знаниям, обретению большего человеческого счастья. Однако образ Ольги трагичен: российское общество еще не было готово к появлению сильных женских фигур, которыми могла бы стать Ильинская. Судьба даже самой умной и культурной девушки была предрешена и она попала в банальный дом и семью, то есть в пресловутую «обломовщину», чего так боялся Штольц и чего хотела избежать Ольга в отношениях с Обломовым. После брака со Штольцем Ольга меняется.

В символическом смысле женские образы в романе олицетворяют времена года. Легкая, мечтательная и деятельная Ольга олицетворяет весну (отношения с Обломовым) и лето (брак со Штольцем). Спокойной, доброй и хозяйственной Агафье — сытую, благодатную осень и тихую, безветренную зиму. На первый взгляд Ильинская и Пшеницына противопоставляются как женщина из нового русского общества и женщина из патриархального общества. Однако обе героини различны только на первый взгляд, на самом же деле они дополняют друг друга, отражая не только естественный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывая поставленные автором вопросы поиска женского счастья и особенности женской судьбы.

Два типа любви

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские, более восприимчивые и чувственные образы. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым всеобъемлющим чувством, ради которого она была готова даже втайне от тетушки сбежать на свидание с Обломовым. С другой стороны, любовь девушки была эгоистичной: Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, пытаясь перекроить и свою личность, и свою жизнь в соответствии со своим пониманием правильного пути. Расставание влюбленных было связано не только с осознанием того, что они оба любили иллюзорные, отчасти вымышленные и идеализированные образы другого, но и с осознанием того, что любовь можно построить, лишь приняв человека таким, какой он есть. Обломов это понимал, и поэтому подсознательно он боялся иметь больше отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратится в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, так как оба не были готовы уступать друг другу и изменяться. Стремительная и деятельная Ольга могла только воодушевить Обломова своим примером, но для искоренения в душе «обломовщины» ей не хватило гибкости и той женской мудрости, которая приходит с годами.

Обломова Агафья полюбила совсем другой любовью. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него обстановкой, воссоздав в своей квартире Обломовку, но и обожала, практически боготворила своего мужа. Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, и продолжала заботиться о нем и создавать ему максимальный комфорт даже в трудные минуты, делая все, чтобы самому человеку не приходилось думать о суетной жизни. Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее сын всегда оставался дома, не покидая ее из-за соблазнов реального мира, потакая каждому его желанию. Однако такая забота всегда пагубна, а потому привела Обломова к болезни, а затем и к смерти.

Заключение

Женские образы в романе Гончарова «Обломов» представляют собой два сборных женских образа, типичных для XIX века, в которых автор раскрывает ряд важных социальных и философских проблем. Писатель размышляет о судьбе женщины в российском обществе и проблемах достижения не только семейного, но и личного счастья женщины, анализирует два диаметрально противоположных вида любви, но ведущих к краху. Конкретных ответов Гончаров не дает, но предлагает читателю широкое поле для размышлений над этими вечными вопросами, интересующими людей нашего времени.

Подробное описание женщин и описание их ролей в романе будет особенно актуально для 10 класса при написании сочинения на тему «Женские образы в романе Обломова».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть