Характеристика Обломова Ильи Ильича в романе «Обломов»

Характеристика Обломова Ильи Ильича в романе «Обломов»

Введение

Роман Гончарова «Обломов» — историческое произведение русской литературы XIX века, описывающее характерное для русского общества явление «обломовщины». Ярким представителем этого общественного течения в книге является Илья Обломов, выходец из помещичьей семьи, семейный уклад которой был отражением норм и правил Домостроя. Развиваясь в такой атмосфере, герой постепенно впитывал ценности и приоритеты своих родителей, что сильно повлияло на формирование его личности. Автор дает краткую характеристику Обломова в романе «Обломов» в начале произведения: это апатичный, замкнутый, мечтательный человек, предпочитающий проживать жизнь в мечтах и ​​иллюзиях, представляя и переживая вымышленные образы настолько ярко, что иногда можно искренне порадоваться или заплакать от тех сцен, которые рождаются в вашем сознании. Внутренняя сладость и чувственность Обломова как бы отражались в его внешности: все его движения, даже в минуты беспокойства, сдерживались внешней сладостью, изяществом и изнеженностью, чрезмерной для мужчины. Герой был дряблым для своих лет, с мягкими плечами и маленькими пухлыми ручками, а в его заспанных глазах читался малоподвижный и малоподвижный образ жизни, в котором не было сосредоточенности и главной мысли их сдерживала внешняя сладость, изящество и чрезмерная для мужчины изнеженность. Герой был дряблым для своих лет, с мягкими плечами и маленькими пухлыми ручками, а в его заспанных глазах читался малоподвижный и малоподвижный образ жизни, в котором не было сосредоточенности и главной мысли их сдерживала внешняя сладость, изящество и чрезмерная для мужчины изнеженность. Герой был дряблым для своих лет, с мягкими плечами и маленькими пухлыми ручками, а в его заспанных глазах читался малоподвижный и малоподвижный образ жизни, в котором не было сосредоточенности и главной мысли.

У нас появилась новая функция Обломова.

Быт Обломова

Словно продолжение мягкого, апатичного и ленивого Обломова, роман описывает жизнь героя. На первый взгляд ее комната была красиво украшена: «Там стояло бюро из красного дерева, два дивана, обитые шелковой тканью, красивые ширмы, вышитые невиданными в природе птицами и плодами. Там были шелковые занавески, коврики, разные картины, бронза, фарфор и много красивых мелочей. Однако если приглядеться, то можно увидеть паутину, запыленные зеркала и давно забытые и открытые книги, пятна на коврах, грязные предметы быта, панировочные сухари и даже забытую тарелку с обглоданной костью. Все это делало комнату героя запущенной, заброшенной, производя впечатление, будто здесь давно никто не жил: хозяева давно покинули дом, не успев почистить. В какой-то мере это было правдой: Обломов давно уже не жил в реальном мире, заменив его миром иллюзорным. Особенно это видно в эпизоде, когда к герою подходят его знакомые, но Илья Ильич даже не удосуживается протянуть им руку для приветствия и тем более встать с постели, чтобы поприветствовать посетителей. Кровать в данном случае (как и халат) является пограничным звеном между миром снов и явью, то есть, вставая с постели, Обломов в какой-то мере согласился бы жить в реальном измерении, но герой этого не хотел. Особенно это видно в эпизоде, когда к герою подходят его знакомые, но Илья Ильич даже не удосуживается протянуть им руку для приветствия и тем более встать с постели, чтобы поприветствовать посетителей. Кровать в данном случае (как и халат) является пограничным звеном между миром снов и явью, то есть, вставая с постели, Обломов в какой-то мере согласился бы жить в реальном измерении, но герой этого не хотел. Особенно это видно в эпизоде, когда к герою подходят его знакомые, но Илья Ильич даже не удосуживается протянуть им руку для приветствия и тем более встать с постели, чтобы поприветствовать посетителей. Кровать в данном случае (как и халат) является пограничным звеном между миром снов и явью, то есть, вставая с постели, Обломов в какой-то мере согласился бы жить в реальном измерении, но герой этого не хотел.

Влияние «обломовщины» на личность Обломова

Истоки всеобъемлющего эскапизма Обломова, его непреодолимого стремления уйти от действительности лежат в «обломовском» воспитании героя, о котором читатель узнает из описания сна Ильи Ильича. Родное поместье героя, Обломовка, находилось далеко от центральной части России, в живописной и спокойной местности, где никогда не было сильных бурь и ураганов, а погода стояла тихая и мягкая. Жизнь в деревне текла размеренно, а время измерялось не секундами и минутами, а праздниками и обрядами: рождениями, свадьбами или похоронами. Однообразный и спокойный характер отразился и на характере жителей Обломовки: самой главной ценностью для них был отдых, лень и возможность наесться досыта.

Примечательно, что характеристика героя Обломова в детстве существенно отличается от образа, предстающего перед читателями в начале романа. Маленький Илья был активным ребенком, интересовался многими вещами и был открыт миру с прекрасным воображением. Он любил гулять и знакомиться с природой, которая его окружала, но правила жизни «Обломова» не предполагали его свободы, поэтому родители мало-помалу перевоспитывали его по своему образу и подобию, взращивая в нем тепличное растение», защищающее его от невзгод внешнего мира, необходимости работать и учиться новому. Даже то, что Илью отправили учиться, было скорее данью моде, чем реальной необходимостью, ведь они сами по малейшему поводу оставили сына дома. В результате герой вырос

Причины стремления Обломова уйти от действительности

Описание Обломова, героя романа Гончарова, дает яркое представление об Илье Ильиче, как о человеке, накрепко обособленном от реального мира и внутренне не желающем меняться. Причины этого кроются в детстве Обломова. Маленький Илья очень любил слушать сказки и легенды о великих богатырях и богатырях, рассказанные его няней, и тогда он представлял себя одним из этих персонажей — человеком, в жизни которого в один миг произойдет чудо, которое изменит мир Текущее положение дел и сделать героя на голову выше остальных. Однако сказки существенно отличаются от жизни, где чудеса сами по себе не случаются, и чтобы добиться успеха в обществе и карьере, нужно постоянно работать, преодолевать провалы и настойчиво двигаться вперед.

Оранжерейное воспитание, где Обломова учили, что всю работу за него сделает кто-то другой, в сочетании с мечтательной и чувственной натурой героя привели к неспособности Ильи Ильича справляться с трудностями. Эта черта Обломова проявилась еще в момент первой неудачи на службе: герой, боясь наказания (хотя, может быть, никто бы его не наказал, и дело решилось бы банальным предупреждением), бросает свою работу работу и больше не хочет сталкиваться с миром, где каждый предоставлен сам себе. Альтернативой суровой реальности для героя является мир его грез, где он представляет прекрасное будущее в Обломовке, жену и детей, умиротворенное спокойствие, напоминающее ему собственное детство. Однако все эти сны пока лишь сны, наяву.

Почему Обломов не нашел себя в реальной жизни?

Единственным человеком, который мог вывести Обломова из его постоянного полусонного безделья, был друг детства героя Андрей Иванович Штольц. Он был полной противоположностью Илье Ильичу и по внешности, и по характеру. Всегда активный, стремящийся идти вперед, способный добиваться любых целей, Андрей Иванович, тем не менее, дорожил дружбой с Обломовым, так как в общении с ним находил такую ​​теплоту и понимание, которых очень не хватало в его окружении.

Штольц прекрасно осознавал разрушительное влияние «обломовщины» на Илью Ильича, поэтому до последнего момента всеми силами старался вовлечь его в реальную жизнь. Однажды Андрею Ивановичу почти удалось, когда он познакомил Обломова с Ильинской. Но Ольга в своем желании изменить личность Ильи Ильича руководствовалась лишь собственным эгоизмом, а не альтруистическим желанием помочь близкому человеку. В момент расставания девушка говорит Обломову, что не может вернуть его к жизни, потому что он уже мертв. С одной стороны, это правда, герой слишком погряз в обломовщине, и для того, чтобы изменить свое отношение к жизни, требовались нечеловеческие усилия и терпение. С другой стороны, деятельный, решительный по натуре.

Заключение

Авторская характеристика Ильи Ильича Обломова, несмотря на то, что герой является центральным персонажем, неоднозначна. Гончаров выявляет как его положительные характеристики (доброта, нежность, чувственность, умение экспериментировать и сочувствовать), так и отрицательные (лень, апатия, нежелание что-то решать для себя, отказ от саморазвития), рисуя многогранную личность перед читателя., что может вызвать как симпатию, так и отвращение. В то же время Илья Ильич, несомненно, является одним из самых точных изображений истинно русского человека, его натуры и черт характера. Эта особая неоднозначность и многогранность образа Обломова позволяет даже современному читателю открыть в романе что-то важное для себя, задаваясь вечными вопросами, поднятыми в романе Гончаровым.

Учащимся 10 класса рекомендуется ознакомиться с данным материалом перед подготовкой доклада или реферата на тему «Черты лица Обломова в романе «Обломов»».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть