Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «Зимний вечер

В «Зимнем вечере» А. С. Пушкина за окном бушует буря, а лирический герой находится в деревенской избе. В пьесе поэт обращается к няне; есть тоска и надежда на лучшую жизнь. Изучите стихотворение в 5-6 классах. Предлагаем вам узнать это, прочитав краткий обзор «Зимней ночи» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение «Зимний полдень.

История создания: произведение написано в 1825 году, когда поэт находился в ссылке в имении Михайловское, впервые увидел мир в журнале «Цветы Севера» в 1830 году.

Тема стихотворения – зимняя метель и теплое общение с близким сердцу человеком.

Композиция — Композиция кольца. По смыслу стихотворение распадается на две части: описание метели и обращение к няньке. Формально поэма состоит из четырех октав.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер: написан хореем АБАВ в четыре стопы, с перекрестной рифмой.

Метафоры: «невеста моей бедной юности», «на сердце станет веселее».

Эпитеты: «разоренная крыша», «поздний путник», «разоренная и грустная и темная хижина», «добрый друг».

Сравнения: «как зверь завоет, потом заплачет, как дитя», «как запоздалый путник постучится к нам в окно».

История создания

История создания «Зимнего вечера» связана со ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 году Александр Сергеевич вернулся на родину из южной ссылки, но быстро вернуться к светской жизни ему не дали и отправили в родовое имение. Присмотр за поэтом лег на плечи отца, поэтому Александр Сергеевич «сбежал из дома» и надолго остался в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, потому что Сергей Львович был его охранником.

Осенью 1825 года семья поэта переехала в Москву, и Александр Сергеевич в тот год зимовал в Михайловском, практически не выезжая. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г появилась рукопись анализируемого стихотворения, в которой отчетливо проявились автобиографические мотивы.

Тема

В работе А. С. Пушкин развивает излюбленную зимнюю тему, переплетая ее с темой теплого общения с любимым человеком. Стихотворение начинается с описания метели, которую слышит лирический герой. Он представляет, как за окном клубится снег, вбирая в себя каждый звук бури. Вьюга проявляется по-разному: зверем воет, дитя плачет, соломой шепчет и в окно стучит. Буря становится главным героем первой строфы, но и после этого она еще не раз появится в рассказе о лирическом «я».

Во второй строфе появляется образ няни, но сначала автор описывает ветхую избушку. Она «грустная и мрачная», что можно сказать о настроении лирического героя. Старая няня тихонько сидит у окна. Герой спрашивает, не заснул ли он, слушая звуки своего веретена.

Чтобы развеять грусть, герой приглашает старуху выпить и спеть ей. Судя по всему, песни напоминают герою о беззаботном детстве, и тем самым вносят покой в ​​его сердце.

В последнем октете снова описывается метель, а лирический герой повторяет предложение выпить. С помощью повторения стихов подчеркивается грустное настроение лирического героя.

В произведении реализована идея о том, что не страшна никакая буря, когда рядом любимый человек. Автор утверждает, что приятная беседа с хорошим человеком может осчастливить сердце.

«Зимняя ночь» — одно из самых популярных произведений русской литературы, некоторые строки стали афоризмами.

Композиция

Стихотворение разделено на две части: описание метели и обращение к доброй няньке. Формально поэма состоит из четырех октав. Особенностью формально-смысловой организации является повторение первых четырех строк первой и третьей октав.

Поэтический размер — troqueo в четыре фута. Рифма в тексте перекрестная АБАВ, имеются мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическая поэма, так как лирический герой грустит, вспоминая свою бедную молодость, грустное настроение передается и через пейзажи.

Средства выразительности

Стихотворение А. С. Пушкина богато выразительными средствами. Они помогают изобразить зимнюю погоду, создать образы лирического героя и няни, передать внутреннее состояние персонажей.

В тексте есть метафоры: «невеста моей бедной юности», «сердцу станет радостнее». Они поражают своей простотой и выразительной передачей царящего в «шалаше» настроения. Детали подчеркнуты с помощью эпитетов: «крыша ветхая», «поздний путник», «ветхая изба и грустна, и темна», «добрая невеста». Сравнения используются для наполнения описания грозы звуками: «как зверь, она завоет, потом заплачет, как дитя», «как запоздалый путник постучит в наше окно». В произведении есть антитеза: тишине дома противостоит завывание бури.

В некоторых стихах важную роль играет интонация. Риторические вопросы используются несколько раз в обращении к няне.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть