Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «Зимняя дорога

Пейзажная лирика А. С. Пушкина является не только воплощением образов природы, но и выражением собственных переживаний поэта. В поэме «Зимняя дорога» описывается долгое зимнее путешествие, в котором находит отражение статус лирического героя. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Зимней дороги», который поможет вам подготовиться к уроку литературы в четвертом классе.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем прочитать стихотворение «Зимняя дорога.

История создания: произведение написано в 1826 году, впервые появилось в печати в журнале «Московский вестник» в 1828 году.

Тема стихотворения — печальная прелесть зимней природы и «тоска сердца».

Композиция — В зависимости от смысла стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи строф.

Жанр — элегия.

Поэтический размер: troqueo de cuatro pies, перекрестная рифма ABAB.

Метафоры: «луна ползет сквозь туманы», «полночь нас не разлучит», «лицо луны облачно».

Эпитеты: «катящиеся туманы», «унылая дорога», «серый звон», «бесшабашное веселье», «черная лачуга», «полосатые версты».

История создания

Стихотворение вышло из-под пера Александра Сергеевича в 1826 году. Оно имеет автобиографическую основу. Существует две версии истории создания произведения. Некоторые исследователи считают, что она посвящена дальней родственнице автора – Софье Пушкиной. Мало кто знает, что поэт собирался на ней жениться. Зимой 1826 года он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе, Софья скрывается под образом загадочной Нины.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 года Пушкину, находившемуся в ссылке в селе Михайловском, сообщили, что Николай I ждет его в Москве, и император пообещал поэту свое покровительство и освобождение от цензурного контроля. Известно, что разговор с императором был напряженным.

Впервые «Зимняя ночь» появилась в печати в 1828 году в журнале «Московский вестник».

Тема

Как и многие поэты, пишущие пейзажную лирику, стихи Пушкина тесно связаны с душевными переживаниями человека. Автор раскрывает две темы: красоту зимней природы и «тоску сердца». В центре произведения – лирический герой, второстепенные образы – Нина и кучер.

Лирический герой едет по зимнику. Уже первоначальные зарисовки пейзажа дают понять читателю, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на унылые поляны. Дорога кажется герою унылой, и даже колокольчик борзой тройки не звенит, а гремит, утомляя слух.

Лирический герой поэмы слушает песни кучера. Мелодии вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По дороге ничего не радует глаз, она безлюдна: ни огня, ни «шалаша», только вехи пройдены, и тем более угнетают героя.

Скука немного рассеивается, когда он вспоминает о предстоящей встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать красивые моменты в компании девушки. Понятно, что герой влюблен, ведь он говорит: «Я забудусь у камина, буду смотреть не глядя». Герой рад, что полночь не разлучает его с возлюбленной.

В последней строфе путешественник покидает мечты и возвращается к реальности. Ему снова грустно. Мысленно обращаясь к Нине, она рассказывает о скучной дороге и спящем кучере.

После прочтения произведения становится понятно, в чем его главная мысль: мрачные и однообразные заснеженные равнины навевают герою грусть и он мечтает о встрече с любимой.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения проста. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и призыв к Нине. Образы зимней природы обрамляют девушку. Стихотворение состоит из семи строф по четыре строки в каждой. Анализ формально-смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая ее грусть; в стихах, адресованных Нине, наряду со счастливыми нотами чувствуется тоска. Поэтический размер — troqueo в четыре фута. Рифма в тексте перекрестная АБАВ, чередуются мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Зимний пейзаж создан с помощью выразительных средств. Они также являются средством передачи переживаний лирического героя. В тексте преобладают эпитеты: «катящиеся туманы», «унылая дорога», «серый колокольчик», «бесшабашное веселье», «черная лачуга», «полосатые версты». Выразительность пейзажу и психологическим зарисовкам придают метафоры-олицетворения: «луна пробивается сквозь туман», «полночь нас не разлучит», «лицо луны облачно». Поэт не использует сравнений. Смешанные чувства лирического героя передаются с помощью антитезы, например, описывая песню кучера, он говорит о том, что чувствует: «То веселье отдаленное, то тоска искренняя».

Чтобы передать грусть героя, А. С. Пушкин несколько предложений заканчивает многоточием.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть