Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина

Анализ стихотворения «Блуждаю ли я по улицам шумным?» по Пушкину

С определенного возраста Пушкину часто казалось, что он живет не так, как хотелось бы, и стихотворение «Блуждаю ли я по улицам шумным?» было плодом этих мыслей. Чтобы понять, как сам автор относился к себе, недостаточно просто прочесть; для этого краткий анализ «брожу по шумным улицам» можно по плану? Поможет десятиклассникам, изучающим творчество поэта на уроке литературы, лучше понять смысл произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение «Блуждаю ли я по улицам шумным.

История создания: Написано в 1829 году и имеет два варианта написания, причем в оригинале лирический герой прямо говорит о том, что его преследуют мысли о конечности жизни, однако в окончательном варианте эти размышления значительно смягчены.

Тема — неизбежность смерти, споры о ней.

Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая состоит из четырех строф и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет над финалом. Второй говорит о его времени и месте.

Жанр — элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм.

Метафоры: «мне пора гореть, тебе цвести», «летят годы», «мы спускаемся под вечные своды», «смерть пошлет судьбу», «моя соседняя долина примет холодный пепел» , «ближе к сладкому пределу хотелось бы отдохнуть”.

Эпитеты: «шумные улицы», «многолюдный храм», «сумасшедшая юность», «одинокий дуб», «милый малыш», «милый предел», «молодая жизнь», «вечная красота», «забывчивый век», «охлажденная пудра». », «бесчувственное тело”.

История создания

Пушкин, хотя к тридцати годам уже был известным поэтом, не воспринимался светским обществом всерьез. Кроме того, из-за финансовых проблем, вместо того, чтобы заниматься творчеством, он был вынужден пойти на ненавистную ему службу. Все это вызывало у поэта довольно грустные размышления, которые он запечатлел в стихотворении «Я брожу по улицам шумным”.

Произведение это было написано в 1829 году и уже в следующем, 1830 году, оно увидело свет в «Литературной газете”.
Существовало две редакции этого стихотворения: в окончательной редакции Пушкин смягчил прямые формулировки первой, когда лирический герой не намекал, а прямо говорил о том, как неумолимо преследовали его мысли о смерти.

Тема

Хотя пьеса посвящена рассуждениям о неизбежной смерти и на первый взгляд кажется мрачной, на самом деле она весьма оптимистична. Иными словами, хотя смерть человека и печальна, это не значит, что коррупция торжествует. В результате жизнь продолжается через вечное возрождение природы и следующих поколений.

Пушкин, будучи большим любителем жизни, даже в грустных размышлениях говорит, что смертность всего живого только усиливает великую красоту жизни.

Композиция

Стихотворение условно разделено на две равные части по четыре строфы в каждой. Первая построена таким образом, что где бы ни находился лирический герой, все в конце концов приводит его к мыслям о смерти. Вторая часть также посвящена этой теме, но сосредоточена на размышлениях о времени и месте этого события.

Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от размышлений о смерти конкретного человека к глобальной идее смертности и возрождения всех живых существ. Более того, лирический герой говорит, что даже после неизбежного увядания остается нечто дорогое и вечное.

Произведение написано четырехстопным ямбом, видно стремление автора создать четкий ритмический рисунок. Пушкин использует перекрестные рифмы, чередуя мужские и женские рифмы. Все это придает элегии характер рассуждения, делает ее способом обретения душевного спокойствия как для самого поэта, так и для читателя.

Жанр

Это классическая элегия с реалистическими мотивами, представляющая собой грустное размышление о жизни и смерти. Лирический герой, думая о конце своей жизни, внутренне смиряется с ним.

Средства выразительности

Проницательность этого произведения подчеркивается богатством выразительных средств, которые использует Пушкин для передачи своих мыслей.

  • Метафоры: «мне пора гореть, тебе цвести», «летят годы», «мы спускаемся под вечные своды», «смерть пошлет судьбу», «моя соседняя долина примет холодный пепел» , «ближе к сладкому пределу хотелось бы отдохнуть”.
  • Эпитеты: «шумные улицы», «многолюдный храм», «сумасшедшая юность», «одинокий дуб», «милый малыш», «милый предел», «молодая жизнь», «вечная красота», «забывчивый век», «охлажденная пудра». », «бесчувственное тело”.

Все они подчеркивают характерный для элегии высокий стиль и так или иначе связаны с описываемой темой. Они выделяют одну из основных идей произведения: каждый человек, достигший зрелости, должен не только думать о смерти, но и научиться жить с тем, что она придет после него.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть