Анализ стихотворения «Цветок» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «Цветок

Ярко выражая внутренний конфликт поэта, пушкинское стихотворение «Цветок» занимает особое место в его творческом наследии. Чтобы понять почему, требуется изучить краткий анализ «Цветка» по плану. Этот анализ можно использовать на уроке литературы в 8 классе для подробного разъяснения темы.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение Флор.

История создания — «Цветок» написана в 1828 году, когда поэт полтора года жил в Петербурге. Стихотворение было опубликовано в следующем, 1829 году, в журнале «Галатея”.

Тема стихотворения — прошедшая любовь, символизируемая засохшим цветком.

Композиция односоставная: поэт просто говорит о мыслях, посетивших его после нахождения цветка, запертого между страницами книги.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты: «увядший цветок, без колосьев», «странный сон», «чужая и знакомая рука», «нежное свидание», «роковое расставание», «одинокая прогулка”.

Метафоры: «душа наполнилась мечтой», «где ее уголок», «или уже засохли”.

Сравнение — «как этот неведомый цветок”.

История создания

В 1828 году, когда была написана поэма «Цветок», Александр Сергеевич уже полтора года жил в Петербурге с разрешения императора. Однако город ему быстро наскучил, а тяжелые обстоятельства жизни не располагали к веселью. Более того, поэт понимал, что пришло время прощаться с беззаботной молодостью. Все это стало поводом для написания простого по сюжету, но сложного по содержанию произведения.

Оно было опубликовано уже в 1829 году в журнале «Галатея”.

Тема

Стихотворение посвящено любви, которая может закончиться разлукой. В любом случае чувства мимолетны, поэтому стоит дорожить временем, проведенным с любимым человеком. Основная тема – быстротечность любви и ценность каждой минуты счастья, которая дается человеку.

Композиция

Лирический герой этой пьесы, написанной Александром Сергеевичем, – мечтатель, который, найдя засохший цветок, тут же начинает предполагать, что с ним связана какая-то чудесная романтическая история. И благодаря этому увядшее растение сразу приобретает особую ценность. Глядя на это, он тоже думает, что иногда у людей, проживших целую жизнь, полную различных эмоций, между страницами книги остается лишь цветок.

Образ влюбленной пары, возникший в воображении лирического героя, вызывает еще больше вопросов: были ли их чувства взаимными, был ли цветок сорван на последнем или первом свидании, остались ли они вместе, живы ли они? С помощью риторических вопросов поэт как бы предлагает читателю также представить историю, которая могла бы быть связана с находкой.

Например, они могли сорвать цветок во время одинокой прогулки, используя его вместо закладки, то есть любовной истории вообще не было.

Хотя разгадать тайну находки невозможно, поиск ответов — это уже увлекательное путешествие.

Для создания ритмического рисунка поэт использует свой излюбленный четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой. С его помощью помните, что в общем смысле жизнь человека не длиннее жизни цветка, а значит, не стоит тратить ее впустую.

Жанр

Это лирическое стихотворение, где Пушкин, с одной стороны, говорит о вечных темах, с другой стороны, передает эмоциональное напряжение, которое его находка вызывает у главного героя.

Средства выразительности

Используя классические художественные приемы, Пушкин создает и настроение, и атмосферу. В стихотворении используются следующие отрывки:

  • Эпитеты: «увядший цветок, без колосьев», «странный сон», «чужая и знакомая рука», «нежное свидание», «роковое расставание», «одинокая прогулка”.
  • Метафоры: «душа наполнилась мечтой», «где ее уголок», «или уже засохли”.
  • Сравнение — «как этот неведомый цветок”.

Александр Сергеевич, находящийся в момент написания статьи в глубоком душевном кризисе, не дает точных ответов на вопросы, которые сам же и задавал. Но образ цветка, символизирующего любовь и жизнь с одной стороны, и печальное расставание с другой, позволяет читателю найти собственные ответы. Лирическая грусть и нежность, переполняющие сердце лирического героя, переданы с поразительной точностью.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть