Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина
Анализ стихотворения Пушкина «Бесы
Стихотворение «Бесы», пожалуй, самое известное во всем пушкинском наследии. В поэме автор описывает путешествие сквозь метель, а заблудшие путники символизируют русский народ. Краткий анализ «Бесов» по плану рассматривает все, что нужно знать об этом произведении. Анализ можно использовать на уроке русской литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение Бесы.
История создания: Поэма написана в тот же день, 7 сентября 1830 года, в Болдино, той самой усадьбе Пушкина, где были созданы многие его знаменитые произведения. Впервые она была написана в знаменитой «Осени» Болдина.
Тема – вера в возможности человека, в его способность противостоять жизненным трудностям.
Композиция симметрично-круглая, созданная повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.
Жанр — лирическая баллада.
Поэтический размер — четырехфутовый трокео с перекрестной рифмой.
Эпитеты: «летучий снег», «грязная дичь», «чистое поле», «неведомые равнины», «дикая лошадь», «невиданная верста”.
Метафоры: «бесы бегут рой за роем», «Жалобно крича и воя разрывая сердце», «в мутной лунной игре”.
История создания
История создания этого произведения начинается в мае 1830 года, когда поэт сделал предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой. Несмотря на согласие невесты и ее родителей, свадьбу отложили: сначала готовили приданое, без которого девушку не хотели выдавать замуж, потом дядя Пушкин скоропостижно скончался. А в начале сентября поэту пришлось отправиться в Большое Болдино для решения имущественных вопросов.
Пушкин прибыл в свое имение 3 сентября и не собирался оставаться долго, но холера помешала его отъезду. Стихотворение «Бесы» было написано 7 сентября, когда Пушкин еще не знал, что ему придется остаться. Его раздражало и беспокоило, что он упускает свой любимый творческий момент: осень. Известие о холере, пришедшее позже, не испугало его, а обрадовало. Сама атмосфера опасности сильно беспокоила поэта, и у него появился повод спокойно творить. Впоследствии именно этот период назовут знаменитой Болдинской осенью.
Сообщив невесте, что ей придется остаться в Болдино на неопределенный срок, Пушкин полностью отдается творческому порыву, делая этот период наиболее продуктивным в своей работе. А ведь «Болдинская осень» началась именно с «Бесов”.
Тема
С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистическую образность, отчего оно звучит как лирическая баллада: это классическое путешествие в метель, когда путник заблудился, потому что его ведут бесы. Выразителем идеи демонов является представитель народа, ямщик, дополняющий рассказ фольклорным элементом. На самом деле тема стихотворения несколько иная: поэт иносказательно раскрывает проблему поиска правильного пути в жизни, стремление найти выход из трудных ситуаций, не подчиняться обстоятельствам.
Композиция
Композиция стихотворения состоит из трех частей, причем сюжет повторяется в конце каждой части с помощью повторяющегося фрагмента.
Первая часть представляет собой описание непогоды, которая, по словам кучера, была вызвана демоном: он окружает путников, желая согнать их с дороги в сельскую местность. Мистическая составляющая усиливается и во второй части, где сам путешественник как бы видит ходящих вокруг демонов. Третья часть объясняет символический смысл произведения: путник не хочет иметь ничего общего с демонами, он отворачивается от них, как отворачивается от них и сам лирический герой, выбирая свой жизненный путь. В этом основная идея произведения, которая выражена через переживания лирического героя.
Жанр
С одной стороны, это классическая лирическая баллада, насыщенная народными мотивами. Интрига, тайна также указывают на принадлежность к жанру баллады. С другой стороны, его можно назвать лирическим стихотворением, так как оно отражает сокровенные мысли и чувства лирического героя, его видение проблемы.
Пушкин не случайно употребил такой поэтический размер, как четырехстопный хорей, он вполне характерен для балладного звучания. Перекрещенная рифма в сочетании с восьмиугольником делает композиционное членение более очевидным.
Средства выразительности
Чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональное настроение лирического героя, Пушкин использует следующие выразительные средства:
- Эпитеты: «летучий снег», «грязная дичь», «чистое поле», «неведомые равнины», «дикая лошадь», «невиданная верста”.
- Метафоры: «бесы бегут рой за роем», «Жалобно крича и воя разрывая сердце», «в мутной лунной игре”.
Душераздирающее демоническое веселье также передается с помощью звукоподражания (динг-дон) и постоянно нарастающей навязчивой атмосферы.