Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума

В поэме «Дума» М.Ю. Лермонтова ярко выражена гражданская позиция поэта, слышна боль за судьбу нового поколения. Автор осуждает равнодушие и эгоизм общества, отсутствие высоких идеалов и стремление к праздному существованию. Полный и краткий разбор «Думы» по плану поможет подготовиться к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться со стихотворением Думы.

История создания — написана в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.

Тема — тема потерянного поколения, бессмысленного существования дворянства.

Композиция: пять строф со слабой структурой, но сильной тематической связью.

Жанр – мысль, поэма с философским и гражданским пафосом, присутствуют черты элегии, сатиры, эпиграммы.

Метр в основном ямб шести футов с перекрестной рифмой.

Метафоры: «в крови кипит огонь», «мы зачахли без боя», «разум иссяк», «чаша наслаждения”.

Эпитеты: «презренные рабы», «запоздавшие», «тощий плод», «бесплодная наука», «осмеянные страсти», «сладкое наслаждение», «бесполезное сокровище», «холодная тайна», «расточительное веселье», «мрачное толпа», «уничижительный стих”.

Метонимия: «мы богаты с пеленок», «и в могилу спешим”.

Сравнение: «жизнь мучительна, как ровный путь без цели», «как вечеринка на чужом отдыхе”.

Оксюморон — «совестливый и детский разврат”.

История создания

В 1838 году было написано сильнейшее произведение Лермонтова — поэма «Дума». Он жестко и бескомпромиссно характеризует поколение 1930-х, погрязшее в нигилизме и равнодушии. В 1839 году она была напечатана в «Отечественных записках», а затем в 1840 году вошла в единственный сборник стихов Лермонтова, изданный при жизни поэта.

Его сочинение приходится на период отношений Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтов был поражен силой духа, стойкостью, верностью своим принципам своего нового знакомого. Этот человек был так удивительно непохож на окружение поэта, сытый, равнодушный, ни во что не верящий. Такой контраст заставил Лермонтова высказать свое мнение о современном поколении. Родилось великолепное произведение, сильное, глубокое, беспощадное в своей правдивости.

Тема

Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, родившихся в богатстве или живущих «ошибками родителей», не видящих смысла жизни, ничего не делающих, плывущих по течению, трусливо и беспринципно живущих каждым днем ​​своей жизни его жизнь пустая жизнь. Бесцельно, не почувствовав вкуса жизни, они медленно идут к «могиле», которая их совершенно не пугает.

Идея поэмы в том, что человек, не способный жить, делать добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, ничего не стоит, его существование скучно и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведет «потерянное поколение». Их разум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то глубокое в совести этих людей. Когда человеку не за что бороться, он становится «старым юношей», такие люди не оставят следа для потомков, исчезнут с лица земли незамеченными и бессмысленными.

Лирический герой не только раскрывает чудовищный образ жизни своих современников, но и находит в себе черты этой «болезни». Именно в этих строках раскрывается собственный образ жизни поэта: «И ненавидим, и любим случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…». Социально-политические факторы способствовали «питанию» того поколения, это люди без будущего, это ужасно и горько.

Композиция

Композиционно стихотворение разделено на пять строф, не имеющих между собой прочной связи. Коммуникация достигается за счет тематической целостности. Лирическая исповедь героя произносится от первого лица множественного числа, поэт считает себя потерянным поколением, видит горькие симптомы как в своей душе, так и в чужой. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.
Основной размер, используемый автором, — ямб шести футов, иногда меняющийся на пятистопный и четырехстопный, чтобы выделить определенные мысли и фразы. Для стихов Лермонтова традиционна перекрестная рифмовка и богатая насыщенная рифмовка.

Жанр

Жанр стихотворения указан уже в названии: мысль. Это поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта о философских, социальных и семейных проблемах. В поэме есть и черты элегии, и эпиграммы, и сатиры.

Средства выразительности

Эпитеты: «презренные рабы», «запоздавшие», «тощий плод», «бесплодная наука», «осмеянные страсти», «сладкое наслаждение», «бесполезное сокровище», «холодная тайна», «расточительное веселье», «мрачное толпа», «уничижительный стих”.

Нетрудно заметить, что большинство эпитетов имеют негативную окраску, что и создает характер всего произведения. Очень тонко поэт подметил с помощью сравнения и метонимии отношение своего поколения к жизни: «жизнь нас терзает, как ровный путь без цели, как вечеринка в чужой вечеринке…», «и мы спешим к могила без счастья и без славы”.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть