Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» изучается на уроках литературы в 9 классе. Это образец любовной лирики, в которой положение нищего, просящего милостыню у церкви, сравнивается с отчаянной любовью самого поэта. Полный и краткий анализ «Нищего» по плану вы найдете в нашей статье, которая поможет вам подготовиться к уроку, сделать более глубокий анализ стихотворения, познакомиться с идеей, историей создания работа.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение Эль Мендиго.

История создания — написана в 1830 году, посвящена Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.

Тема — человеческая бесчувственность, равнодушие, гнев и непонимание.

Композиция представляет собой три куплета с четким членением лирического сюжета.

Жанр — лирическая поэма с чертами притчи и элегии.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Метафоры — «живая мука”.

Эпитеты: «бедняк иссох», «чувства получше», «горькие слезы”.

Противоположность «хлеба» и «камня”.

История создания

Стихотворение было написано в 1830 году. Это лето молодой поэт провел в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был на два года моложе ее, поэтому его проявления внимания не принимались всерьез, девушка высмеивала его чувства.

Однажды при посещении Троице-Сергиевой Лавры Лермонтов услышал рассказ о нищем, пожаловавшемся на черствость юноши. Вместо того, чтобы подать ему милостыню, проказники подложили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что в тот же день он написал стихотворение «Нищий», в котором провел параллель с мучительной тоской своего сердца. Девушка произвела на юного Лермонтова такое сильное впечатление, что долгих пять лет его сердце было разбито безответной любовью. Это были болезненные и мучительные отношения. Лермонтов написал целый цикл стихов, получивший название «Сушковский». К сожалению, она была опубликована только после смерти поэта в журнале «Библиотека для чтения» в 1844 году.

Тема

Тема — человеческая бесчувственность, равнодушие, гнев и непонимание, отсутствие любви к другим, сопереживание. Поэт описывает случай, случившийся у ворот храма: кто-то вложил камень в руку просящего нищего, слепого и голодного. Таким камнем было для юного Лермонтова равнодушие возлюбленной в ответ на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о милостыне символизирует обман, жестокосердие. Безответные болезненные чувства, длившиеся пять лет, стали для молодого Лермонтова толчком к написанию цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Композиция

Стихотворение состоит из трех четверостиший. Происходит четкое смысловое разделение на две части. Первые две строфы рассказывают историю голодающего нищего, которого обманул жестокий и бессердечный человек; последняя строфа — сравнение личной трагедии поэта, безответной любви, с символическим «камнем»: обманом, оказавшимся ответной реакцией возлюбленного. По сути, стихотворение представляет собой подробное сравнение человеческого безразличия в общем и личном плане.

Жанр

Жанр произведения – лирическая поэма. Ей присущи черты притчи: об этом свидетельствуют библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и элегические черты, учитывая его грустное содержание, поэтический размер и ритм. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придает звучанию торжественность, мелодичность и строгость. Вторая и третья строфы содержат анафору, придающую мелодичности оттенок безысходности, безысходности, сожаления об утраченном.

Средства выразительности

Эпитеты: «бедняк иссох», «чувства лучше», «горькие слезы» делают лирическое повествование образным и живым. Метафора «живая мука» подчеркивает страдания лирического героя, его болезненные переживания, переживания. В смысловом аспекте произведения прослеживается наличие скрытого развернутого сопоставления: рука нищего нищего и душа лирического героя. Просящий, стоя у «врат святых», обманывается, вместо хлеба получает камень. Столь же жестоко и бесчеловечно обмануты ожидания лирического героя, его чувства. Текстуальными антонимами в данном контексте выступает пара «камень — хлеб», образующая во второй строфе стихотворения яркую антитезу.

Анафора — во второй строфе: «И взор показал живую муку…» «И кто-то камень положил…», в третьей строфе: «Тогда я молился о твоей любви…» «Тогда мои лучшие чувства…”.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть