Смысл романа Обломов

Смысл романа Обломова

Роман Гончарова «Обломов» — знаковое произведение литературы XIX века, затрагивающее как острые социальные проблемы, так и многие вопросы философские, оставаясь при этом актуальным и интересным для современного читателя. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении нового активного общественно-личностного начала устаревшему, пассивному и деградирующему. В произведении автор раскрывает эти начала на различных экзистенциальных уровнях, так что для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщина» как обобщённое название отживших патриархально-помещичьих устоев, личной деградации и косности жизни целого социального слоя русского мещанства, не желавшего мириться с новые тенденции и социальные нормы. Автор рассмотрел это явление на примере главного героя романа Обломова, чье детство прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, лениво, мало интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родной город героя становится воплощением идеалов древнерусского буржуазного общества — некой гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно ни учиться, ни работать, ни развиваться.

Представляя Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых такие персонажи опережали общество, вводит в повествование отстающего от общества героя, живущего в далеком прошлом. Активная, деятельная и образованная среда угнетает Обломова: ему чужды идеалы Штольца с его работой ради работы, даже любимая Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практической стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров и другие знакомые Обломова — представители нового типа «городской» личности. Они больше практичны, чем теоретики, не мечтают, а делают, создают что-то новое: кто-то работает честно, кто-то мошенничает.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тягой к прошлому, ленью, апатией и полным духовным увяданием личности, когда человек по сути становится «растением», целыми днями лежащим на диване. Однако неоднозначно рисует Гончаров и образы новых и современных людей: в них нет того душевного спокойствия и внутренней поэзии, которые были у Обломова (вспомните, что Штольц обрел этот покой только во время отдыха с другом, а уже замужняя Ольга грустит о далека и боится во сне оправдываться перед мужем).

В конце произведения Гончаров не приходит к однозначному выводу, кто прав: практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читатель понимает, что именно из-за «обломовщины», как резко отрицательного и отжившего своего явления, «исчез» Илья Ильич. Вот почему социальный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в необходимости постоянного развития и движения, как в непрерывном построении и созидании окружающего мира, так и в работе над развитием собственной личности.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно названо в честь главного героя Ильи Ильича Обломова, а также связано с социальным явлением, описанным в романе «Обломовщина». Исследователи по-разному интерпретируют этимологию имени. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» произошло от слов «осколок», «разлом», «разлом», обозначающих состояние психического и социального разложения помещичьего дворянства, когда оно находилось в пограничном состоянии между стремление сохранить старые традиции и устои и необходимость измениться в соответствии с требованиями времени из человека-творца в человека-практика.

Также существует версия о связи титула со старославянским корнем «обло» — «круглый», что соответствует описанию богатыря: его «круглой» внешности и спокойному и спокойному характеру «без острых углов». «. Однако вне зависимости от трактовки названия произведения оно указывает на центральный сюжет романа — жизнь Ильи Ильича Обломова.

Смысл Обломовки в романе

Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает много фактов об Обломовке, о том, какое это чудесное место, как легко и хорошо там было герою и как важно для Обломова вернуться туда. Однако на протяжении всей истории события не приводят нас к городку, что делает его поистине мифическим и сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, хижина на краю оврага, которую посетитель должен попросить встать «спиной к лесу и лицом вперед», чтобы войти, — даже в газетах никогда не было упоминание обломовки. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки: они были полностью изолированы от мира, проводили свою жизнь, организованную в постоянных ритуалах, в скуке и покое.

Детство Обломова прошло в любви, родители постоянно баловали Илью, удовлетворяя все его пожелания. Однако особое впечатление на Обломова произвели рассказы няни, читавшей ему о мифических богатырях и сказочных героях, тесно связав родную деревню с фольклором в памяти о богатыре. Для Ильи Ильича Обломовка — далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, которые пели своим женам, которых они иногда и не видели. Более того, деревня — это еще и способ бегства от реальности, некое полувыдуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой: ленивым, апатичным, совершенно спокойным и отрешённым от внешнего мира.

Смысл жизни Обломова в романе

Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, спокойной и стройной Обломовкой, однако мифическое состояние существует только в воспоминаниях и снах героя: образы прошлого никогда не приходят к нему в радостном состоянии, перед ним предстает родная деревня как некое дальнее видение, по-своему недосягаемое, как любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родной Обломовки: будущего состояния он еще не планирует, долго отвечает на письмо старика и во сне как будто не замечает неудобства дом. — кривая дверь, просевшая крыша, шаткое крыльцо, запущенный сад. Да и очень не хочет он туда: Обломов боится, что когда он увидит Обломовку в руинах и опустошении, что она не имеет ничего общего с его снами и воспоминаниями.

Единственное, что вызывает у Обломова полное счастье, — это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится брака, о котором много раз мечтал, боится расстаться и стать другим. Закутавшись в старый халат и продолжая лежать в постели, он «законсервирован» в состоянии «обломовщины» — в общем, халат в пьесе — это, так сказать, часть того мифического мира, который возвращает героя к государственному ленивцу на вымирание.

Смысл жизни героя в романе Обломова сводится к постепенной смерти, как моральной, так и душевной и физической, к цеплянию за собственные иллюзии. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценной жизнью, возможностью прочувствовать каждое мгновение и познать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров описал трагическую историю исчезновения человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего: дружба, любовь, социальное благополучие. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на достигнутом, упиваясь иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя пределы собственной «зоны комфорта».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть