Один день из жизни Обломова

Один день из жизни Обломова

Введение

Пьеса Гончарова «Обломов» написана в 1858 году, в эпоху социальных реформ и интенсивных перемен в русском обществе. Особенно остро в этот период встали проблемы сохранения или полного искоренения мелкобуржуазных устоев, традиционных для большинства русского дворянства и помещиков. Одним из представителей этого сословия на работе является Илья Ильич Обломов — ленивый, апатичный, мечтательный герой, боящийся перешагнуть через свои «обломовские» стремления и иллюзии ради полноценного будущего. Именно «обломовщина» становится причиной однообразной, полусонной жизни героя. Трагичность этого явления Гончарова отражена, прежде всего, в первой части романа, описывающей один день из жизни Обломова.

Утро Обломова

В начале произведения автор описывает перед читателем обычный день Обломова: проснувшись, Илья Ильич думает только о том, что пора вставать с постели, но не спешит заниматься неотложными делами. Лежа на своем большом диване в своем любимом халате в комнате, служившей ему спальней, гостиной, столовой и кабинетом, Илья Ильич скучает, раздражается и тоска овладевает им. Выпив чай, он уже опустил ногу на ботинки, чтобы встать, но вовремя одумался и решил позвать на помощь Захара.

В утреннем споре слуги с барином по поводу захламленной комнаты и очередного хода раскрываются характеры персонажей — они оба «Обломовы». Однако Захар, как слуга, что-то делает, но делает это неохотно, принудительно и только по команде, а Обломову лень что-либо решать для себя. Илья Ильич всячески пытается переубедить слугу (а позже и своих знакомых), лишь бы продолжать лежать на диване и только думать о том, как и что он мог бы сделать.

Посетители Обломова

Однообразный день Ильи Обломова не меняет своего размеренного течения даже с приходом многочисленных посетителей. Первые трое гостей, Волков, Судбинский и Пенкин, просто знакомы Обломова. Они приходят рассказать о своих успехах и приглашают Илью Ильича прогуляться с ними или куда-нибудь в гости. Читатель встречает этих персонажей только в первой главе, они выступают как эпизодические образы, которые сам Обломов воспринимает как преходящие и незначительные; ему даже лень вставать в постели, чтобы встретить тех, кто пришел и остался на одном месте. Волкова, Судбинского и Пенкина по праву можно назвать представителями нового поколения людей — активных, целеустремленных, общительных. Они чем-то похожи на Штольца и по-своему пытаются вывести Илью Ильича из «обломовщины.

Совершенно разные персонажи — Алексеев и Тарантьев. Они интересны Обломову тем, что развлекают его: Алексеев как молчаливый и ненавязчивый слушатель, а Тарантьев как активное начало, которое, однако, не мешает Обломову оставаться в своем мечтательном и апатичном состоянии. Именно лояльное отношение Алексеева и Тарантьева к «обломовщине» делает их «симпатичными» людьми для Ильи Ильича (даже несмотря на то, что персонажи всячески выигрывают от Обломова).

Однако для своего же блага Обломов не встает с постели, по-прежнему прячется за одеялом и объясняет это тем, что посетители пришли с холода. Илья Ильич как бы пытается всеми силами отгородиться от окружающего, более активного мира, куда приходят и гуляют люди. Его постель и ветхий халат становятся своего рода «убежищем», из которого он может лишиться своего полусонного состояния, всепоглощающей лени и нежелания.

Единственным, кто наконец поднял его с постели в пять часов, был Штольц, только что приехавший к Обломову. Деятельной воле Андрея Ивановича оказался подвластен не только Захар, который быстро делал все, о чем его просили, но и сам Обломов, нехотя, но подчинявшийся воле Штольца. Примечательно, что если бы к Илье Ильичу не пришел друг детства, Обломов весь день не вставал бы с постели, не обращая внимания на посетителей, которых он воспринимал как второстепенных и маловажных в своей жизни.

Сон Обломова

Обломов воспринимает общество и реальную жизнь как сквозь призму сна, как будто подлинная действительность происходила совсем в ином плане, в мечтах и ​​мечтах о родном имении героя — Обломовке. Недаром сон об Обломовке, о детстве и семье героя, стал самым светлым моментом всего дня жизни героя. Илья Ильич чувствует себя счастливым, полным сил и энергии, когда возвращается туда, но не понимает, что это всего лишь иллюзии, не имеющие ничего общего с действительностью. Обломовка для героя такая же красивая и недостижимая сказка, как мифы и легенды, которые рассказывала ему в детстве няня.

Для Ильи Ильича его постель и халат, берущие на себя особую символическую функцию, «сказочную» от темы «обломовщины» в пьесе, становятся средоточием того нереального мира сна и грез, от которого не хочет герой расстаться с. И хотя Штольц буквально не заставляет Обломова переодеваться и вставать с постели, Илья Ильич всячески цепляется за свой иллюзорный мир: даже со вкусом обставленная квартира героя, на первый взгляд, напоминает Обломовку со старыми и ветхими вещами и остановленными час. Спор между Ильей Ильичем и Захаром о необходимости убрать комнату направлен просто на то, чтобы поддержать разговор; ведь любая активность, любое изменение порядка и необходимости действия могли уничтожить «обломовщину.

Заключение

Изображая в романе «Обломов» один день из жизни главного героя Ильи Ильича, Гончаров раскрыл трагедию «раздробленности» не столько социальной, сколько духовной, когда человек всячески пытается убежать и спрятаться от реального мира, цепляясь изо всех сил за собственные мечты, сны и смутные воспоминания. Для Обломова планы и мечты не пересекались с реальным миром, оставаясь в кладовых его совести, где герой жил «полной жизнью». Илья Ильич не хочет отказываться от «обломовщины», давно губящей его душу и погружающей в апатичное, полусонное существование: он продолжает мечтать о несбыточном, переставая развиваться.

Уже в начале произведения становится ясно, что разрушение личности героя слишком сильно, поэтому даже сильное чувство или потрясение не смогли изменить Обломова, и он окончательно вывел обломовщину из болота. В своем романе Гончаров сыграл хорошего, доброго, но лишнего человека, не понимающего ценностей нового общества, живущего на древних и архаичных устоях с заведомо трагической судьбой. Илья Ильич Обломов – персонаж, напоминающий современному читателю о необходимости постоянного развития, напряженной работы над собой и своей жизнью.

Подробное описание дня Обломова и анализ всех его составляющих будет полезен десятиклассникам при подготовке материалов к сочинению на тему «Один день из жизни Обломова Ильи Ильича».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть