Особенности композиции романа «Обломов»

Особенности композиции романа «Обломов»

Роман Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году и сразу же заинтересовал современников писателя глубиной раскрытых в произведении проблем. В романе автор впервые описал такое тенденциозное для российского общества явление, как «обломовщина», ярко обозначающее конфликт между героями, живущими в прошлом, и героями-творцами будущего. Однако не менее важным аспектом в понимании идейного смысла произведения является «Обломовская» композиция, построенная из четырех основных частей, отражающих разные этапы становления личности и настроения Ильи Ильича.

Сюжетно-композиционное построение «Обломова»

Для того чтобы понять идейно-смысловые функции композиции романа Гончарова «Обломов», необходимо кратко пересказать основные сюжетные линии произведения.

В первой части автор рисует перед читателем один день из жизни Ильи Ильича. Ленивый, погрязший в обломовщине, Обломов весь день проводит в постели, не решаясь встать и заняться каким-либо делом. Более того, он даже не встает, чтобы поприветствовать подошедших к нему Волкова, Судбинского и Пенкина, а затем Алексеева и Тарантьева. Первая часть заканчивается главой «Сон Обломова», единственной главой в романе, имеющей название. Это связано не только с историей создания произведения (идея книги возникла в 1847 г., а в 1849 г. Гончаров опубликовал «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, легшее впоследствии в основу обломовского романа), но и значение сна для понимания феномена Обломова», его влияние на Илью Ильича как центральную цель его жизни.

Вторая часть начинается с прихода Штольца, который выводит Обломова из полусонного состояния и ведет его к гостям. Жизнь Ильи Ильича круто меняется: Андрей Иванович знакомит его с Ольгой Ильинской, в которую влюбляется Обломов. Девушка тоже влюбилась в Илью Ильича и вторая часть заканчивается ее признаниями и планами на счастливое будущее.

Третья часть посвящена развитию отношений Ольги и Обломова. Гончаров описывает и счастье влюбленных, и трудности взаимопонимания. В конце третьей части Обломов и Ольга расстаются, так как понимают, что идеализированные образы, в которые они влюбились, не соответствуют действительности.

Четвертая часть рассказывает о дальнейшей жизни Ольги и Обломова. Обломов находит свое семейное счастье с Пшеницыной, которая создает для него ту самую желанную атмосферу Обломовки. Ольга выходит замуж за Штольца. Роман заканчивается смертью Обломова.

Смысловые особенности композиции «Обломова»

В романе «Обломов» композиция разделена на четыре основные части, символизирующие четыре этапа жизни героя, соответствующие временам года. Неудивительно, что тема природы в романе занимает одно из центральных мест: все события как бы дополняются пейзажами, погодой или образами природы.

«Весна» и «Лето» Обломова

Роман начинается с «зимы» в жизни Обломова — сонного, почти «умирающего» состояния, когда человек практически не встает с постели, ожидая своей смерти. Следующий этап, вторая часть, это «весна» Ильи Ильича — возрождение «зимней» мечты и шаги к новой жизни и новой любви. Пограничным моментом между «зимой» первой части и «весной» второй является сон Обломова, повествующий о настоящей «весне» жизни героя — его детстве в родном селе. Функциональная роль сна в композиции романа — плавный переход от апатии и «зимы» к «весне» через воспоминания о молодости, радости, жизни через сон; то есть, по сути, сон Обломова вещий, так как тогда его жизнь снова напоминает его юность, наполненную чарующей красотой природы, новыми впечатлениями и любовью. С другой стороны, приход во сне к герою «весны» указывает на то, что следующие события являются продолжением этого сна и на самом деле с героем не происходят. На это указывают и слова Ольги на прощание о том, что она не в силах изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с обломовской «зимы», автор указывает, что герой уже безвозвратно погружается в состояние сна, что приводит к краху «обломовщины» наполненный чарующей красотой природы, новыми впечатлениями и любовью. С другой стороны, приход во сне к герою «весны» указывает на то, что следующие события являются продолжением этого сна и на самом деле с героем не происходят. На это указывают и слова Ольги на прощание о том, что она не в силах изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с обломовской «зимы», автор указывает, что герой уже безвозвратно погружается в состояние сна, что приводит к краху «обломовщины» наполненный чарующей красотой природы, новыми впечатлениями и любовью. С другой стороны, приход во сне к герою «весны» указывает на то, что следующие события являются продолжением этого сна и на самом деле с героем не происходят. На это указывают и слова Ольги на прощание о том, что она не в силах изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с обломовской «зимы», автор указывает, что герой уже безвозвратно погружается в состояние сна, что приводит к краху «обломовщины». На это указывают и слова Ольги на прощание о том, что она не в силах изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с обломовской «зимы», автор указывает, что герой уже безвозвратно погружается в состояние сна, что приводит к краху «обломовщины». На это указывают и слова Ольги на прощание о том, что она не в силах изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с обломовской «зимы», автор указывает, что герой уже безвозвратно погружается в состояние сна, что приводит к краху «обломовщины».

Весенняя любовь героев, символизируемая хрупкой веткой сирени, сменяется «летом» (третья часть романа) как в душе героя, так и в отношениях Ольги и Обломова. Они думают о необходимости жениться, но безынициативность и боязнь будущего Обломова не позволяют этому случиться. Расставание влюбленных изображает конец «лета», подчеркнутый обломовским снегопадом, выпавшим по пути домой, как напоминание о том, что герой снова впал в смертельный зимний сон и апатию, от которой смогли избавиться только Ольга и Штольц его вне.

«Осень» и «Зима» Обломова

Четвертая часть романа изображает «осень» и «зиму» личности Обломова — тихую и мертвенно-тихую жизнь с Пшеницыной. Перед смертью Илья Ильич словно вернулся в родную Обломовку, все глубже и глубже погружаясь в мечты, которым не суждено сбыться. К моменту его фактической смерти личность Обломова была уже мертва: он долгое время существовал вне реального мира, погружаясь в иллюзорный мир полусонной «зимы.

При этом собственно календарь событий несколько изменяется в связи с развитием событий, начинающимся в мае и заканчивающимся поздней осенью, символизируя тем самым соответствующий его действительному возрасту период жизни героя — с 30 лет (поздняя весна) до поздняя осень — около 50-ти лет.

Выводы

Главной особенностью композиции романа «Обломов» является «петля» внутреннего состояния главного героя. В начале произведения Илья Ильич не только погружен в обломовщину, но и сам является частью той далекой Обломовки, изолированной от большого мира. То же самое мы видим и в конце произведения: Обломов умирает духовно и физически, как умирает его родной город. В философском масштабе композиция романа указывает на неизбежность течения времени, смену времен и этапов жизни, конечность не только человека и народа, но и всей истории семьи с свои традиции, которые обязательно сменятся чем-то новым.

Данная особенность и описание особенностей композиции романа рекомендованы к изучению в 10 классе перед написанием реферата на тему «Композиции романа «Обломов»».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть