Анализ стихотворения «Подражания Корану» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «Подражание Корану

В произведении «Подражание Корану» Александр Сергеевич Пушкин обращается к религии. Возможно, поэтому это произведение поэта считается неоднозначным, так как эта тема считается самой болезненной за все время. Предлагаем краткий разбор «Подражания Корану» по плану, который поможет подготовить урок литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением «Подражание Корану.

История создания — Цикл написан в 1824 году.

Тема поэмы Истинная вера и заблуждения человеческого разума, тема пророчества.

Композиция — Работа состоит из 9 частей, объединенных общей идеей.

Жанр — Ода.

Стихотворный размер: все части цикла написаны разным размером с разными рифмами.

Метафоры – «спокойный навес», «резкая погоня».

Эпитеты – «безнадежный», «усталый», «мгновенный».

Старославянизмы — «бормотал», «щелкал», «очи».

Сравнения: «как лен, опьяненный маслом».

История создания

По окончании южной ссылки Александр Сергеевич был вынужден провести еще два года в родном Михайловском государстве, вдали от светской жизни столицы. Домашний арест, во время которого за ним шпионил собственный отец и вскрывал почту, сильно угнетал молодого поэта.

Однако Пушкина нельзя было безропотно посадить в тюрьму: его пытливый ум настойчиво требовал интеллектуальной подпитки. Выходом были задушевные разговоры с соседней помещицей Прасковьей Александровной Осиповой. Будучи женщиной интеллигентной и образованной, но в то же время очень религиозной, она часто спорила с Пушкиным на предмет веры.

В ссылке Александр Сергеевич держал под рукой том Корана, переведенный с французского. Поэт увлекся изучением священных текстов, что побудило его написать поэму на религиозную тему.

Цикл стихов «Подражание Корану», датированный 1824 годом, Александр Сергеевич посвятил Прасковье Осиповой, своей главной сопернице в михайловский период ссылки.

Тема

Произведение состоит из девяти отдельных стихотворений, каждое из которых повторяет эпизод из жизни Мухаммеда или главу из Корана. Однако все части связаны между собой общим смыслом и мотивами.

Центральная тема — истинная вера и слепое следование религиозным догмам. Автор не ставит перед собой задачу критиковать ислам или любую другую религию и с большим уважением относится к Корану. Он, примерив на себя образ лирического героя, выступает сторонним наблюдателем и пытается анализировать мотивы и действия пророка, людей и замыслы Бога.

Автор рисует образы обычных людей, вынужденных подчиняться религиозным законам, не понимая их смысла. Среди них девушки-мусульманки, которые с малых лет должны скрывать лицо под плотным покрывалом, и воины-мусульмане, которые вынуждены обнажать мечи и идти на верную смерть с именем пророка на устах.

Именно поэтому лирический герой призывает всех верующих, как мусульман, так и православных, открыть глаза и «восстать», то есть не жить слепо по законам Божьим, в то время как другие нагло манипулируют и используют имя Господа в своих корыстных целях.

Может сложиться впечатление, что Александр Сергеевич считает себя атеистом, но это не так. Относитесь к верующим с большим уважением и принимайте любую веру. Однако его возмущает тот факт, что религия далеко не для всех является формой духовного очищения.

Композиция

Цикл состоит из девяти коротких стихотворений, связанных общей темой.

В первом стихотворении речь идет о ниспослании Корана Пророку, милости и силе Аллаха.

Второе стихотворение посвящено женам пророка Мухаммеда.

В третьей части описывается гордость и наказание за нее.

Четвертый аят описывает дерзость Пророка, решившего состязаться с Аллахом.

Пятая часть восхваляет всемогущего Бога-Творца.

Шестое стихотворение посвящено воинам, погибшим во имя веры.

В седьмой части описывается глава, в которой Аллах спас Мухаммеда от врагов, спрятав его в пещере.

В восьмом стихе речь идет о благотворительной милостыне.

Цикл завершается стихотворением о путнике, жалующемся на Господа, который тем не менее получает милость Божию.

Все стихи, за исключением седьмого и девятого стихов, написаны ямбом (1-6 части — четыре стопы и восьмая часть — шесть стоп). Седьмая часть цикла написана двухфутовой амфибракой, а девятая часть написана четырехфутовой амфибракой.

Жанр

Произведение написано в жанре оды. На жанр оды в первую очередь указывает такой признак, как возвышенная тема поэзии — пророчество. Стихи объединены темой величия всемогущего Пророка и его Корана, символа силы истины, чистоты и добра.

Средства выразительности

Работа насыщена высоким словарным запасом. Особое место занимают старинные славянизмы («бормотал», «алкал», «очи»), придающие поэме особое звучание, сходное с библейскими текстами.

Также во всем своем многообразии представлены эпитеты («безнадежный», «усталый», «мгновенный»), метафоры («сени штиля», «резкая погоня»), сравнения («как лен, опьяненный маслом»).

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть