Анализ стихотворения «Осень» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «Осень

Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отражают красоту природы, но и служат фоном для философских размышлений. Эта особенность проявляется и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Его учат в восьмом классе. Предлагаем облегчить подготовку урока, используя краткий разбор «Осень» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение «Осень.

История создания — произведение было написано осенью 1833 года, когда поэт находился в Болдино. В это время А. С. Пушкин почувствовал творческий всплеск, в его записных книжках появилось много новых произведений.

Тема стихотворения — красота осени и зимы, противопоставленных лету; поэтическое творчество.

Композиция — Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: зарисовки пейзажей, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновении, которое окрыляет поэта зимой. Формальная организация состоит из 12 частей, из которых 11 восьмых, 1 моностиальная.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер: шестистопный ямб, перекрестная рифма АВАВ и парная аавб.

Метафоры: «лес стряхивает последние листья с голых ветвей», «лай собак будит спящие дубравы», «я болею весной; бродит кровь; чувства, разум сковывает тоска», «мы создали для нее поминки с мороженым и льдом», «Желания кипят.

Эпитеты: «чахоточная дева», «роскошная увядающая», блестящая красавица».

Сравнения – «как поля, мы страдаем от засухи».

История создания

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там у него была возможность отдохнуть и увлечься творчеством. Об этом свидетельствуют письма поэта, адресованные жене. В них Пушкин описывал свою жизнь в Болдино, а также признавался, что «уже нарисовал бездну». Исследователи справедливо считают болдинский период творчества одним из наиболее продуктивных творческих этапов поэта. Анализируемое стихотворение было создано осенью 1833 года, но его автор не дописал его до конца.

Тема

В стихотворении мы видим традиционные темы русской и мировой литературы. Автор умело переплетает различные темы, наиболее выразительными из которых являются: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и размышления о смысле жизни. В контексте темы развивается мысль о том, что осень и зима не всегда тоскливы и унылы, если увидеть их красоту, они станут источником вдохновения.

В центре поэмы лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор произносит монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. С удовольствием наблюдайте, как деревья теряют листву, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.

Во второй части объясняется его радость: он не любит весну из-за грязи и дурного запаха. Осень – вестница зимы. А зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.

После краткого зимнего зарисовки лирический герой приступает к описанию теплого времени года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но не у пушкинского лирического «я». Найдите летом недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи. В восьмом-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отражает русские народные традиции: «Жаль бабушкиной зимы и, провожая ее блинами и вином, делаем ей поминки со льдом» сливки и лед. Блины в этих строках символизируют Масленицу.

Кроме того, лирический герой вновь возвращается к осенним пейзажам. Любуйтесь каждым проявлением золотой красоты. Даже увядание называют великолепным. Лирический герой свято верит, что осень и зима полезны для здоровья.

В последних частях поэмы мы находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих мыслях. В это время им руководит воображение. Так стихи выходят из-под его пера. Процесс поэтического творчества в произведении представлен как нечто происходящее само собой, поэт лишь записывает мысли и рифмы. Завершается произведение риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.

Композиция

По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновении, которое окрыляет поэта зимой. Пейзажные зарисовки расположены не друг за другом, а чередуются в несколько хаотичном порядке. Формально произведение состоит из одиннадцати октав (октав) и моностиха. Особенности формальной организации связаны с незавершенностью работы.
Стихотворный размер – шестиметровый ямб. А. Пушкин использует два типа рифм: АБАВ и парные ААВВ.

Жанр

Жанр произведения – лирическая поэма, так как в центре находится образ лирического героя, который обращается к читателю, говоря о своих мыслях, чувствах по отношению к разным временам года.

Средства выразительности

Почти во всех стихах «Осени» поэт использует выразительные средства. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также с их помощью создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

В стихотворении преобладают метафоры: «роща стряхивает с голых ветвей последние листья», «лай собак будит спящие дубы», «весною я болен; ферменты крови; чувства, разум скована тоской», «сотворим ей поминки с мороженым и льдом», «желания кипят». Последние штрихи «наносятся» с помощью эпитетов: «чахоточная дева», «великолепная увядающая». Есть только одно сравнение: «как поля, мы страдаем от засухи».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть