Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

Анализ стихотворения «Свеча» Лермонтова

Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Свеча» было написано в самом начале творческого пути поэта. Это внутренний монолог, где образ свечи символизирует самого молодого поэта, отражает поиск своего места в жизни, стремление к неизведанному. Полный разбор и краткий разбор «Свечи» по плану пригодится при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение Вела.

История создания: поэма написана в 1832 году на берегу Невы в Санкт-Петербурге.

Тема одиночества, неуверенности, духовного бунта.

Композиция представляет собой три четверостишия, объединенных маринами и душевными переживаниями лирического героя. «Действие» следует за философскими мыслями внутреннего монолога.

Жанр — лирическая поэзия. Пример романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Метафоры — «ветер свистит”.

Эпитеты: «блуждающая свеча», «золотой луч», «голубой туман», «одинокая свеча”.

Оксюморон — «будто в бурях покой”.

Персонификации: «плывет парус», «играют волны”.

История создания

Стихотворение было написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 году. В 1828 году было опубликовано стихотворение Александра Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский», из которого поэт взял первую строчку стихотворения «Одинокая свеча становится Белой». Это был тяжелый период в жизни поэта, ученика Лермонтова: он оставил Московский университет и не поступил в Петербургский университет.

В своем письме к М. А. Лопухиной от 2 сентября 1828 г он присылает текст стихотворения, передающего угнетенное состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, он заметил вдалеке очертания белого парусника — у него была легендарная поэма.

Полная неопределенность будущего, неоправданные надежды при поступлении — все это отразилось в душе лирического героя поэмы «Парус». Сам поэт не отнесся к произведению серьезно, он не включил его в свой сборник произведений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, изображающая небольшой парусник в шторм, она также написана в период 1828 года. -1832. Это полноценная иллюстрация, художественный комментарий к тексту.

Тема

Тема одиночества и неизвестности, поиска, тайны человеческой души. Свеча в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Основная идея заключается в том, что человеческой природе свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тоска по тому, что может быть опасным.

Идея: автор показывает одиночество и бунт внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой — образ свечи: человеческая природа, ищущая свое место, устремляющаяся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к бунту, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор акцентирует внимание на том, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что для него хорошо, а что нет.

Композиция

Произведение состоит из трех строф, объединенных пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух строках присутствует «образ», в следующих двух — интерпретация внутреннего состояния лирического героя. «История» заканчивается риторическим восклицанием с оттенком осуждения и ощущением «ошибки», растерянности и неуверенности.
Стихотворный размер: четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Жанр

Лирическое стихотворение: в произведении даны мысли и чувства лирического героя, его беспокойная душа. Это стихотворение является образцом романтического стиля в русской литературе XIX века.

Средства выразительности

Образность лирическому повествованию придает метафора «ветер свистит.

Эпитеты «бунтарь», «золотая молния», «в синем тумане», «одинокая свеча» делают описание ярким и красочным.

Оксюморон — сочетание несочетаемого: «будто в бурях покой» придает сюжету трагизм и безысходность.

Для лирики Лермонтова характерна анафора, благодаря которой появляется эффект «элегальности», пения, своеобразного пафоса: «Что ты ищешь в стране далекой? Что бросил ты на родине?..”.

Антитеза: «страна далекая — край родной», «ручей светлее синевы, луч солнца — гроза». Противопоставление на фоне описательного характера делает образы более выразительными, подчеркивает их различие, создает противостояние. Лермонтов покинул свою «родину» — Москву, по незнанию прибыл в Петербург, где будущее видится смутным и мрачным.

Ассонанс в первом куплете играет со звуком «о», второе четверостишие насыщено звуком «е», а в последнем куплете отчетливо чувствуется ассонанс со звуком «у». Это придает лермонтовскому «Парусу» сходство с шумом ветра, тревожной стихией, рокотом волн.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает «Как в бурях покой!», выдавая недоумение, приводя к выводу, что человек никогда не успокаивается, он всегда чего-то ищет.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть