Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Стихотворение «Я воздвиг себе памятник нерукотворный…» примечательно тем, что оно было написано всего за несколько месяцев до трагической смерти Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ «Я воздвиг себе памятник нерукотворный» по замыслу поможет понять почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я воздвиг себе памятник нерукотворный.

История создания: Стихотворение написано в 1836 году и опубликовано в первом посмертном сборнике стихов Пушкина в 1841 году. Жуковский внес в него незначительные изменения.

Тема стихотворения — роль поэта и его произведений в общественной жизни, их важное предназначение.

Композиция представляет собой классику из пяти строф. Первая строфа возвышает поэта над обществом и временем, последняя говорит о его божественном предназначении, так что мысль развивается связно.

Жанр — ода.

Стихотворный размер – ямб, но ритм построен также на анафоре.

Метафоры: «народный путь не вырастет“.

Эпитеты: «памятник нерукотворный», народная тропа, «гордый внук славян“.

Инверсии – «голова непослушных», «и буду славен…“.

Анафора: «что я лирой будил добрые чувства, что в мой жестокий век я прославлял свободу“.

История создания

Это произведение, с одной стороны, перекликается с «Памятником» Гавриила Романовича Державина, с другой стороны, является откликом на стихотворение, написанное Дельвигом, лицейским другом Пушкина. Через год после ее написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом, за что это стихотворение называют духовным завещанием «солнца русской поэзии». Считается, что он предчувствовал смерть и знал, что время скоро придет, поэтому изложил свои взгляды на поэзию, какими они были в то время.

При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано; увидел свет только в 1841 году под редакцией Василия Андреевича Жуковского. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов, первом изданном после смерти поэта.

Тема

Основная проблема, поднятая поэтом, — роль творца и поэзии в общественной жизни, влияние слова на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменить мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения – поэт, с самого начала выделяющийся не только из окружающих его людей, но и из самого времени, он бессмертен благодаря душе, заключенной в «дорогой лире». Пушкин говорит, что и после смерти все будут помнить его и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: послушаться надо только Богу, одинаково принимать и похвалу, и клевету равнодушие, а также не бросать вызов глупым людям. Очень важная строчка «обиды не бойся, венца не требуй», которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, главное, не требовать признания своих заслуг.

В этом основная мысль произведения, тема которого является целью поэта и поэзии.

Композиция

Идея в стихотворении развивается логично от первой до последней строфы, а для дополнительного акцентирования последней строки строфы Пушкин применил интересный прием: первые три строки строфы написаны шестистопным ямбом, а четвертый измеряет четыре фута.

Сначала поэт говорит о том, что творец выше своего времени, затем мысль движется к его цели — пробуждению в людях добра, прославлению свободы, явлению милосердия. Заключительная пятая строфа наставляет «Мусу», то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию, повинуясь только Богу.

Жанр

Это ода, полная торжественности и высокого пафоса, еще более подчеркнутая употреблением различных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя сильную творческую и человеческую позицию, поэтому этот жанр наиболее уместен.

Средства выразительности

Пушкин использовал широкий поэтический арсенал для выражения своих мыслей. В этом произведении много метафор: «памятник воздвигнутый нерукотворно», «народная тропа не зарастет слишком высоко», много других выразительных средств и образов. Так, в произведении присутствуют такие стилистические фигуры, как антитеза — «похвала и клевета» — и анафора — «что я лирой возбудил добрые чувства, что в мой жестокий век я прославил свободу»; инверсии — «глава непослушных», «и буду славен…»; встречаются тропы как эпитеты: «памятник нерукотворный», «народная тропа», «гордый внук славян», «жестокий век”.

Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль отводил себе Пушкин в русской поэзии, выделяется именно благодаря анафоре, тогда как последняя выделяется при помощи так называемого «на музу»; на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто вместе с ней творит. Он показывает, какой он видит идеальную поэзию: свободной от человеческих слабостей и подчиняющейся только высшему суду, то есть Богу.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть