Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, так как поэзия была его жизнью. Краткий анализ «Поэта» по плану познакомит восьмиклассников с еще одним важным произведением, в котором поэт рассматривает тему поэта и поэзии. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, его переосмысление многих своих взглядов.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться со стихотворением «Поэта.

История создания, написанная в 1827 году, произведение сразу же было напечатано, в том же году его опубликовал журнал «Московский вестник”.

Тема стихотворения — роль поэта в общественной жизни.

Композиция состоит из двух частей: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй части он уже пробуждается благодаря звукам благодатной лиры.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты: «священная жертва», «тщетный свет», «священная лира», «божественное слово», «человеческая молва», «народный идол», «гордая голова“.

Метафоры: «Аполлон не требует поэта для священной жертвы», «лира молчит», «душа вкушает холодный сон», «душа проснется», «увеселения мира», «пустынные берега» рябит”.

Сравнение: «как орел просыпается”.

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И только во второй половине года, когда он удалился в свое имение в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении «Поэт», которое отправил прямо из Михайловского в «Московский вестник», где произведение было опубликовано в том же году.

Очевидно, Александр Сергеевич стремился не только избавить поэзию от старых форм, но и придать ей новое содержание. В поисках ответа на вопрос, в чем суть поэтического дара, он провел свою жизнь. И это стихотворение — один из моментов, когда он переосмысливает свою судьбу и цель поэзии в целом.

Тема

Стихотворение посвящено «вечной» теме миссии поэта в обществе, но на этот раз рассмотрено с неожиданной стороны. Пушкин высказывает мысль о том, что поэтический дар есть душа творческого человека. Без его зова в вечной суете дней он не становится обычным человеком, а становится пустым сосудом.

Композиция

Стих делится на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который настолько занят светской суетой, что не выполняет своей главной цели — не пишет стихов. Скорее всего, это поэтическое обобщение времени, проведенного им в Москве.

Он говорит, что без вдохновения поэта его ожидает темное существование, полное пустых развлечений, которые только сжигают его душу и не приносят пользы сердцу. Первая часть явно окрашена в негатив.

Но во втором ситуация резко меняется, потому что поэт слышит божественный зов: он освобождается от правил светского общества и снова может летать, поддерживаемый вдохновением. Таким образом, Пушкин заключает, что без творчества, без умения писать ничего не стоит творческая личность. Она, наоборот, дает ему крылья, освобождает. Иными словами, творчество — не только смысл жизни, но, можно сказать, и сама сущность поэта. Его цель — писать стихи.
Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый поэтический размер: четырехстопный ямб. При этом рифма используется по-разному, как в паре, так и в кольце. При этом нельзя не заметить, что там, где используется тембровая рифмовка, автор говорит о творчестве, а в части, касающейся отношений с обществом, использует перекрестные рифмы.

Жанр

Это лирическое стихотворение (отражаются мысли и чувства лирического героя). Шрифт философский, это один из образцов философских писем Пушкина. Александр Сергеевич пересматривает тему своей судьбы как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые и неожиданные грани. Кратко и лаконично он говорит, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробудить в читателях светлое начало, доставить им приятные эмоции.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт использовал различные тропы для воплощения своей идеи. Это такие выражения, как:

  • Эпитеты: «священная жертва», «тщетный свет», «священная лира», «божественное слово», «человеческая молва», «народный идол», «гордая голова“.
  • Метафоры: «Аполлон не требует поэта для священной жертвы», «лира молчит», «душа вкушает холодный сон», «душа проснется», «увеселения мира», «пустынные берега» рябит”.
  • Сравнение: «как орел просыпается”.

С их помощью Пушкин создает яркий контраст между двумя настроениями поэта, придает первой части отрицательную, а второй — светлую и яркую эмоциональную окраску.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть