Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского
Анализ стихотворения Жуковского «Неизреченное
В первой половине XIX века многие поэты творили в духе романтизма. Его основоположником в русском словесном искусстве стал В. А. Жуковский. В его стихотворении «Невыразимое», изученном в 9 классе, также воплотились черты нового направления. Предлагаем ознакомиться с кратким разбором «Неизреченного» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение Невыразимое.
История создания — произведение написано в августе 1819 года, в то время, когда поэт часто предавался философским размышлениям о проблеме искусства и природы.
Тема поэмы – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченность возможностей искусства.
Композиция: стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «священных тайнах» природы, размышления об искусстве.
Жанр — элегия.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, некоторые стихи второй части написаны четырехстопным ямбом, текст содержит всевозможные рифмы.
Метафоры: «она распространяла красоту повсюду», «но ее можно перенести и на живого мертвеца», «святые таинства, только сердце знает тебя», «это такие светлые черты — крылатая мысль легко улавливает их».
Эпитеты: «чудесная природа», «беспечная и легкая свобода», «смутная душа», «великое видение», болезненное чувство, «спокойное небо», «светлые воды».
Сравнения: «этот прошлый привет (как дыхание, что вдруг слетело с луга родины)».
История создания
«Неизреченное» В. А. Жуковский написал в 1819 году. На момент создания поэмы Василий Андреевич служил придворным воспитателем и был наставником Александра II. Должность требовала от поэта обсуждения различных тем и разъяснения вечных истин. Это было одной из причин появления в его творчестве философских мотивов. Многие произведения того времени были посвящены проблемам природы и искусства, сущности поэзии.
Исследователи считают, что история создания «Неизреченного» связана с посланием В. Жуковского императрице «Подробный отчет о Луне». «Отчет…» создавался на заказ, и В. Жуковский признавался, что писал без вдохновения. Это послужило толчком к размышлениям о творческом процессе, который через пару месяцев развернулся в «Невыразимом».
Тема
Поэт оригинально интерпретировал традиционную для литературы тему сущности природы и особенностей ее воплощения в искусстве. Василий Андреевич изложил свои мысли в монологе лирического героя. Герой считает, что человеческий язык никогда не сравнится с природой. Природа свободна и всемогуща. Она способна «разносить» красоту и нести в мир гармонию: она «сочетала разнообразие с единством». Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.
Понемногу в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве. Герой утверждает, что вдохновение может уловить лишь отдельные черты окружающего мира, но передать все живое в «мертвых» творениях человеческого искусства невозможно. В ходе этих размышлений В. А. Жуковский называет природу «невыразимой». Выразить это нереально, но возможность познания окружающего мира есть, если научиться слушать его сердцем.
Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час, есть попытка человеческого сердца «удержать прекрасное в полете», то есть оставить в себе частицу природы. Искусство в таких случаях бессильно. Да, поэт может передать словами красоту неба, вод, заката, но он не способен в полной мере передать чувства, наполняющие сердце при созерцании этой красоты. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по-своему.
В последних строках лирический герой делает вывод, что его создатель присутствует в природе. Это присутствие невозможно выразить словами. Его можно только слушать молча.
Основная мысль сосредоточена в нескольких разрозненных строках по всему тексту: «Но можно ли переходить от мертвых к живым? «, «Всё необъятное в одном вздохе сгущается и только тишина говорит ясно».
Композиция
Стих создан в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «священных тайнах» природы, размышления об искусстве. Формальная композиция произведения представляет собой целостный текст, не разделенный на строфы.
Стихотворный размер: ямб шести футов и четырех футов. Автор использует все виды рифм: пересечение АВАВ, пару ААВВ и кольцо АВВА. В произведении представлены мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – элегия, поскольку автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Мысли его мягкие, размеренные, иногда в них прокрадывается грусть.
Средства выразительности
Для раскрытия предмета и создания образа природы В. А. Жуковский использовал выразительные средства. В тексте есть метафоры: «она распространяла красоту повсюду», «но можно передать ее и живому мертвецу», «святые таинства, только сердце знает тебя», «это такие светлые черты — крылатая мысль легко теряет уловы», эпитеты — «чудесная природа», «беспечная и светлая свобода», «терзаемая душа», «великое видение», мучительное чувство, «спокойное небо», «светлые воды» и сравнение — «этот прошлый привет (как дуновение, вдруг прилетевшее с луга родины)». Парономазия играет важную роль в передаче идеи?».