Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт и толпа

Значение поэта в обществе всегда глубоко заботило Александра Сергеевича Пушкина. Этому непростому вопросу он посвятил свое стихотворение «Поэт и толпа». Предлагаем краткий анализ «Поэт и толпа» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение «Поэт и толпа.

История создания — Поэма написана в 1828 году.

Тема стихотворения – роль творца в истории своей страны.

Композиция — Произведение выполнено в форме диалога и состоит из четырех условных частей.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер: четырехстопный ямб с чередующимися двойными, скрещенными и кольцевыми рифмами.

Метафоры — «земляной червь», «холодные евнухи».

Эпитеты: «воодушевленный», «рассеянный», «заносчивый», «непосвященный».

Персонификации: «душу съедает холодный сон».

Сравнения: «отвратительны вы на душе, как гробы», «как ветер, песня ваша свободна».

История создания

20-е годы XIX века стали для Александра Сергеевича настоящим испытанием. Он долгое время находился в ссылке, снискал славу опального поэта, постоянно подвергался нападкам со стороны цензоров.

Неспособность вести полноценную жизнь и безмятежно творить усугублялась чувством вины перед друзьями-декабристами. Пушкин всячески поддерживал декабристское движение и чрезвычайно болезненно переживал его провал.

Александр Сергеевич все больше стал задаваться вопросом, какова истинная роль поэта в обществе. Он понял, что с помощью творчества можно изменить сознание людей, а заодно и весь мир.

Отражением его мыслей и душевных переживаний стало стихотворение «Поэт и толпа», которое он написал в 1828 году. Первоначально стихотворение называлось «Эль-Ньелло», но оно было переименовано поэтом в 1836 году при подготовке второго издания.

Тема

Центральной темой произведения является роль поэта в истории, его влияние на общество. Поэта беспокоит тотальное непонимание между представителями двух противоположных лагерей: тех, кто «рожден для вдохновения» и тех, кто видит в искусстве только личную выгоду.

Поэт увлеченно декламирует свое произведение, а толпа только удивленно переглядывается, не понимая, зачем он это делает. Лирический герой, прототипом которого является сам Пушкин, обвиняет толпу в том, что она не способна ценить искусство, и ценит только материальные блага, насыщающие тело, но не душу.

В ответ «чернь» настойчиво требует, чтобы поэт своим творчеством приносил пользу народу. Однако лирический герой уверен, что два лагеря, истинных ценителей искусства и тех, кто не видит в нем смысла, никогда не придут к взаимопониманию. Он всем сердцем презирает толпу, погрязшую в пороке, злобе и глупости, и не видит смысла тратить свои силы на их просвещение.

Пушкин вскрывает и другую насущную проблему своего времени: стремление большинства поэтов писать не ради чистого искусства, а ради материальной выгоды. Коррумпированность коллег-писателей угнетает автора, так как заказные произведения часто красивы по форме, но не имеют глубокого содержания. Горожане же гораздо больше ценят внешний блеск, чем полноту поэзии.

Истинное призвание настоящего поэта Пушкин видит в творчестве, несмотря на все трудности и проблемы жизни.

Композиция

Произведение написано в форме диалога между настоящим поэтом (лирическим героем) и толпой («сбродом»). Стихотворение можно условно разделить на четыре части.

В первой части показано непонимание и негативная реакция невежественной толпы на творчество поэта. Он не знает, для чего нужна поэзия, какая от нее польза.

Во второй части поэт упрекает «чернь» в том, что она заботится только о собственном эгоизме.

В третьей части на поэта нападает «сброд», требуя от его творчества ощутимых благ, уроков, которые помогут избавиться от пороков.

В заключительной части пьесы лирический герой, прекрасно понимая, что он еще не может достучаться до сердца бессердечной толпы, отказывается удовлетворить эти требования. Таким образом, она проводит черту между людьми искусства и недалеким «отребьем».

Ни одна из сторон не хочет идти на компромисс. Конфликт неразрешим и продолжение диалога невозможно.

Стихотворный размер: четырехстопный ямб с чередующимися двойными, скрещенными и кольцевыми рифмами.

Жанр

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, так как в нем отражены мысли и чувства, глубоко волнующие лирического героя.

Средства выразительности

В своем творчестве Александр Сергеевич использует широкий спектр средств художественной выразительности. Среди них метафоры («червь земной», «холодные евнухи»), эпитеты («вдохновляющий», «рассеянный», «надменный», «непосвященный»), олицетворения («душа ест холодный сон»), сравнения («ты противен душе, как гробы», «как ветер, песня его свободна»).

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть