Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева

Анализ стихотворения «Весенняя буря» Тютчева

Стихотворение «Весенняя гроза» — одно из самых популярных в тютчевском наследии. Она относится к раннему периоду его творчества, и краткий анализ «Весенней бури» по плану поможет лучше понять это произведение. Данный анализ можно использовать на уроке литературы в 5 классе как основной или вспомогательный материал.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем прочитать стихотворение «Весенняя гроза.

История создания: произведение было написано Тютчевым в 1828 году, а в следующем году уже опубликовано в журнале «Галатея». Однако поэт вернулся к нему в 1854 году несколько потрясенным. На сегодняшний день известна вторая версия его письма.

Тема — буря как вечный двигатель, как символ перемен, как знак рождения нового.

Композиция трехчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвертая закрывает его, а две центральные создают основной образ, «рисуют» бурю.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении используются перекрестные рифмы, чередуются женские и мужские рифмы.

Эпитеты: «весна, первый гром», «голубое небо», «молодые раскаты», «жемчужины дождя», «рев птиц», «кипящая чаша”.

Метафоры: «солнце золотит нить», «грохочет гром», «летит пыль”.

Олицетворение: «бежит ток», «гром веселится и играет”.

Аллитерации: много звука Р: «орел», «кипит громко», «сарай”

История создания

Стихотворение «Весенняя гроза» имеет двойную датировку. Она была написана молодым поэтом в 1828 году, когда он был в Германии, а годом ее первой публикации был 1829 год. Впервые читатель увидел ее на страницах журнала «Галатея”.

Однако много лет спустя, в 1854 году, Тютчев неожиданно возвращается к этому стихотворению и существенно переделывает его, добавляя вторую строфу и изменяя первую.

Тема

Описывая бурю, поэт делает ее главной темой своего произведения. При этом он показывает ее не только как природную стихию, но и как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.

Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкий параллелизм между миром людей и окружающей их природой. Это показывает, что молодость подобна буре, которую она описывает: оба объявляют себя очень сильными. Таким образом, основная идея произведения заключается в том, что человек и природа едины.

Олицетворение явлений природы, придание им характерных черт людей становится центральной идеей этого стихотворения. Игривый гром, как дети, веселятся, играют.

Это прекрасный пример первой пейзажной лирики Тютчева, в которой, впрочем, отчетливо прослеживаются и философские размышления, ведь бурю, гремящую и меняющую мир, поэт сравнивает с юностью. То есть, говоря о мире природы, он в то же время говорит и о мире людей.

Композиция

Композиционно это произведение делится на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения: бурю, определяя тем самым его тему.

Вторая часть состоит из двух строф, в которых нарисованы разные рисунки, связанные с этим природным явлением. Художественное пространство, созданное Тютчевым, наполнено сиянием и светом. Здесь поэт использует не только зрительные, но и звуковые образы: вся природа радостно повторяет за громом разные звуки — лесные и горные.

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части, четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю дождь, молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что за сотни лет до и сотни лет после гроза все равно прогремит. Таким образом, образ бури перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором ярко выражены мысли и чувства лирического героя.
Характерный для Тютчева метр, четырехстопный ямб, делает стихотворение легким по звучанию и в то же время очень мелодичным. Этот эффект дополняется перекрестными рифмами, в которых чередуются мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Без использования тропов поэт не смог бы создать такие яркие образы. Художественных средств довольно много и все они работают на раскрытие главной идеи. Является:

  • Эпитеты: «весна, первый гром», «голубое небо», «молодые раскаты», «жемчужины дождя», «рев птиц», «кипящая чаша”.
  • Метафоры: «солнце золотит нить», «грохочет гром», «летит пыль”.
  • Олицетворение: «бежит ток», «гром веселится и играет”.

Чтобы сделать изображение грозы еще более реалистичным, поэт прибегает к такому приему, как аллитерация, играя буквами р и р.

Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень богатый образ природы с постоянно меняющимся действием, с другой стороны, сделать стихотворение в целом динамичным.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть