Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Стихотворение «Пророк» М.Ю. Лермонтова изучают на уроках литературы в 9 классе, считают одним из лучших произведений поэта. Стихотворение поднимает тему поэта и общества, а также связывается с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Полный и краткий анализ описываемого «Пророка» поможет подготовить уроки.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророка.

История создания — написана в последний год жизни Лермонтова (между маем и июлем 1841 г).

Тема — судьба поэта быть непонятым, толпы и поэта.

Композиция: эта лирическая исповедь написана от первого лица, состоит из 7 строф.

Жанр — лирическая поэма-исповедь. Резюмирует тема поэта и толпы, четко прорисованы библейские мотивы.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, с перекрестной рифмовкой.

Метафоры: «страницы злобы и порока», «читается в глазах”.

Эпитеты: «пища божья», «вечный судья», «гордая улыбка», «шумный город”.

Парафраз — «вечный судья», «вечный”.

История создания

Стихотворение «Пророк» Лермонтов написал в 1841 году незадолго до смерти — это его последнее произведение. Она была опубликована в 1844 году в «Отечественных записках». Его отношения с общественностью заметно ухудшились: к проблеме неустроенности в плане карьеры и разлада в личной жизни добавился непростой характер поэта.

Это способствовало общему направлению в стихах 1841 года. Есть мнение, что рождение поэмы «Вещий» является следствием споров Лермонтова с В. Ф. Одоевским. Тема поэта и его признание были препятствием в его горячем дебаты. Большинство критиков признают это одним из лучших стихотворений Лермонтова.

Тема

Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одаренного человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстает в образе пророка, который живет один вдали от людей, там ему подчиняются животные («земная тварь мне покорна»), там он чувствует гармонию с природой («и звезды слушают меня, играя счастливо своими лучами»). Существование в обществе для него невозможно: он отвергнут, преследуем, непонят”.

Основная мысль: творческий человек всегда изгой, он обречен на одиночество и непонимание. Это очень личный опыт, который автор передает своему лирическому герою, он счастлив только с Богом, вдали от людей, значит, это судьба избранных, их судьба. Идея поэмы в том, чтобы показать, как несправедливо общество к тем, кто наделен «даром божьим», показать творческую натуру отдельно от горожан.

Лирический герой рассказывает историю своей жизни, пути, который должен пройти каждый избранный. Кроме того, «дар Божий», то есть талант, становится для него тяжким крестом, он умалчивает о возможности выбора иного пути и все принимает с мудростью и терпением. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции по отношению к другим. Жить, как птица, питаться тем, что посылает ему Бог, — величайшее благо для него.

Композиция

Композиция — 7 четверостиший по мотивам библейского рассказа пророка Иеремии. Автор проводит параллель между собой и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый.Можно отметить смысловое членение на три части: в первой (двух первых строфах) лирический герой говорит о своем пророческий дар и связанные с ним злоключения; вторая (3-4 строфы) описывает уединенную жизнь пророка в пустыне, его обаяние и спокойствие: в последних трех четверостишиях — восприятие лирического героя окружающими, его отчужденность, неприятие толпой.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Жанр — лирическая поэзия. Некоторые критики назвали это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Через несколько месяцев «ушел навсегда» по людской злобе, недоразумениям, убеждениям, слухам и сплетням.
Инверсии, сравнение, анафора в 6-й и 7-й строфах делают лирическое повествование медленным, спокойным, придавая ему черты жанра агиографии или притчи.

Средства выразительности

Стихотворение пророка очень эмоционально и выразительно. Стихи Лермонтова всегда романтичны и грустны, на этот раз пропитаны трагедией и фатальностью. Неумение использовать свой дар во благо людей делает его бессмысленным.

Возвышенная лексика (возвещай, радуйся, старцы, юродивый, судья, всеведение, уста, голова, очи) и библейская (земная тварь, дар Божий, пророк, союз) придают торжественность лирическому повествованию, наделяя его чертами библейского притча, жизнь.
Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов («Пища божья», «Вечный судья», «Самодовольная улыбка», «Город шумный»), метафор («Страницы злобы и порока»). », «читать в глазах»), очень целостна и эмоционально гармонична. Парафраз «вечный судья», «вечный» используется для того, чтобы избежать многократного повторения имени (слово «бог» также используется в строфе 6) Всевышнего. Также из уст лирического героя мы слышим пересказы и человеческие речи, употребляющие слово «бог». Это говорит об особых отношениях между лирическим героем-пророком и небесным отцом.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть