Характеристика Стародума в комедии «Недоросль»

Стародум снимается в комедии «Недоросль»

Произведение Дениса Фонвизина «Недоросль» написано в XVIII веке, в переходную эпоху, когда русское общество состояло из двух противоборствующих лагерей: сторонников новых воспитательных идей и носителей устаревших собственнических ценностей. Ярким представителем первых в творчестве является Стародум. «Травка» — произведение классическое, поэтому уже от имени героя Фонвизин дает читателю краткую характеристику Стародумы. «Стародум» — тот, кто мыслит по-старому. В контексте комедии это человек, для которого важны приоритеты прежней (петровской эпохи), в то время монарх активно проводил реформы в сфере просвещения и образования, тем самым отходя от идей домостроения, которые имели свои корни в российском обществе. Более того.

У нас появилась новая функция Starodum.

В спектакле Стародум выступает в роли положительного героя. Он культурный человек, преклонного возраста, с большим жизненным опытом. Основные характеристики Стародумов — мудрость, честность, доброта, уважение к другим, справедливость, ответственность за будущее Родины, любовь к Родине.

Стародум и Простакова

По сюжету комедии Стародум приходится Софье дядей. Еще когда девочка была маленькой, ей пришлось уехать в Сибирь, где она честно нажила состояние, а теперь вернулась домой, чтобы спокойно провести старость. В комедии Стародум является одним из главных героев и ему противостоит в спектакле прежде всего госпожа Простакова. Оба персонажа являются родителями, но их подход к воспитанию кардинально отличается. Если Простакова видит в Митрофане маленького ребенка, который требует постоянного ухода, всячески его балует и балует, то Стародум относится к Софье как к взрослой и зрелой личности. Он заботится о ее будущем, выбирая себе в мужья не грубого Скотинина и не глупого Митрофана, а достойного, вежливого и честного Милона. Разговаривая с Софией, он просвещает ее, объясняя, как важно равенство.

Кроме того, противостоят и базовые ценности, привитые родителями своим детям. Итак, Простакова объясняет Митрофану, что главное — это деньги, дающие неограниченную власть даже над людьми, челядьми и крестьянами, над которыми можно издеваться, как решит помещик. Стародум, со своей стороны, объясняет Софье, что главное в человеке — хорошие манеры. Особенно показательны его слова о том, что если у умного человека нет никаких качеств ума, то его можно простить, тогда как «честный человек не может быть прощен, если у него отсутствуют какие-либо качества сердца». То есть для Стародум образцовой личностью является не обязательно тот, кто многого добился или много знает, а скорее человек честный, добрый, милосердный.

Стародум и Правдин

Образу Стародумы в «Недорослях» противостоят не только отрицательные, но и положительные персонажи Правдина. У героев, по-видимому, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важными хорошие манеры и нравственные ценности человека. Однако основным регулирующим механизмом Правдина является буква закона: именно она определяет, кто прав, а кто виноват, даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. В первую очередь он чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения важнее личных предпочтений. Стародум, наоборот.

Таким образом, сравнивая образы Правдина и Стародумы, становится ясно, что чиновник — это современная разумная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, основанная на человеколюбии и честности. Стародум же выступает как образ, олицетворяющий мудрость поколений: он осуждает отжившие ценности помещиков, но не возводит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживающихся вечной человечности и «вечной «ценности — честь, радушие, доброта, хорошие манеры.

Стародум как резонер комедии «Недоросль»

Образ Стародумы в комедии выступает поводом для мнения самого автора. Одним из подтверждений тому является решение Фонвизина издавать журнал «Стародум» через несколько лет после написания произведения (еще до выхода первого номера его запретила Екатерина II). Противопоставляя в произведении два противоположных понятия ценности и мировоззрения — помещиков и нового дворянства, — автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от воспитания, полученного в детстве, как это видно по остальным персонажей, а в личном опыте героя. Стародум в детстве не получил хорошего образования, но «образование, которое дал мне отец, было лучшим в том веке. В тот момент, было мало способов учиться, и они все еще не знали, как заполнить пустую голову чужим разумом. Фонвизин подчеркивает.

Также со слов Стародумы автор жестко критикует современные ему власти — Екатерину II и двор, обличая все их недостатки, подчеркивая хитрость и обман дворянства, их нечестную борьбу за чины, когда народ готов » ходить на головах». По мнению героя, а следовательно, и Фонвизина, монарх должен быть образцом благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество должно менять ориентиры, воспитывать гуманизм, доброту, уважение и любовь к ближнему и страна.

Высказанные в произведении взгляды на то, каким должно быть общество в целом и каждый человек в частности, актуальны и сегодня, привлекая все больше ценителей классической литературы.

Подробное описание Стародумы в «Недорослях» позволяет понять идейный замысел автора, уточнить его взгляды на русское общество того времени. Будет полезно учащимся разных классов при подготовке реферата на тему «Особенности образа Стародумы в комедии «Недоросль»».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть