Суть и смысл комедии «Недоросль»

Суть и смысл комедии «Недоросль»

Комедия Дениса Фонвизина «Подлесок» — одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которые автор акцентирует внимание в произведении, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время, спустя более чем три столетия после его написания. Пьесу, созданную Фонвизиным, сложно сравнить с традиционными классическими комедиями, потому что иронический фарс, насмешка над пороками общества, злободневные проблемы в пьесе кажутся одновременно смешными и трагичными. Используя приемы контраста, насмешки и иронии, драматург подводит читателя к глубокому смыслу и сути «Мальца».

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд, это обычная бытовая пьеса: центральный сюжет «Недорослей» линеен и завязан на замужестве Софьи. Девочка рано потеряла родителей и сейчас живет на попечении помещичьей семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта», решает без ее согласия выйти замуж за Софью, чтобы выйти замуж за ее брата Скотинина. Однако известие о том, что девушка стала наследницей огромного состояния, а к ней изо дня в день приезжает дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отвергает Скотинина и предлагает в качестве нового бойфренда своего малолетнего сына Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за любимого Милона.

Даже из краткого описания «Недорослей» видно, что сюжет пьесы идеально вписывается в каноны классических комедий. Однако произведение дополняется побочным сюжетом, связанным с Митрофаном — глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он самый комичный персонаж пьесы: самые нелепые сцены в пьесе связаны именно с его обучением. Вообще в «Недорослях» всего два забавных персонажа — Митрофан и Скотинин. Они забавляются своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, чем говорить нелепости.

«Травку» по праву можно назвать воспитательной игрой, так как родственные связи на работе определяют характер и склонности человека. Впрочем, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, что тоже вызывает смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Тираническая, жестокая и грубая по отношению к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит радости ни в «глупом и меланхоличном» муже, ни в сыне, которого она слепо любит. Даже ее высказывания о том, как правильно считать (сцена урока Цыфиркина), забавны, но скорее высмеивают нравы старого дворянства, чем она сама. По активности и влиянию в спектакле ее можно сравнить с Правдиным, однако, если мужчина отстаивает гуманистические и высоконравственные идеалы.

Главный смысл «Недоросля» как раз и заключается в этом противопоставлении двух радикально противоположных точек зрения: новой, человеческой, воспитательной, и устаревшей, помещичьей. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последней, но и на необходимости изменить взгляды старой знати, иначе «плоды недоброжелательности» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этой недоброжелательности в самом воспитании: Простакова и Скотинин переняли взгляды своих родителей и передали их Митрофану так же, как их родители заложили основы гуманизма в Софье.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недорослей» вытекает из идейного смысла комедии: воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. Согласно традициям классицизма, имена персонажей значительно дополняют характеристику героев, дополнительно раскрывают авторский замысел. Фонвизин неспроста дал Скотинину эту фамилию. Также помните, что Простакова получила только фамилию от мужа, она же Скотинина. Митрофан — сын Скотининой. А характеры действительно напоминают животных: они неграмотны, глупы, привыкли искать только свою выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них напрочь отсутствует такая черта, как принципиальность и собственное достоинство). Примечательно и то, что Митрофана учат выходцы из низов, на самом деле слуги. В деревне Простакова за скотом ухаживают слуги.

Фонвизин не только разоблачает невежество Скотининых, сравнивая их с носителями высоких человеческих идеалов — Правдиным, Стародумом, Софьей, Милоном, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость развития личности. Именно в этом суть работы. Фонвизин считал, что как только каждый «митрофан» получит должное воспитание и достойное образование, русское общество изменится и улучшится. Сегодня комедия «Недоросль» — это напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости совершенствоваться каждый день, чтобы не уподобиться Митрофану».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть