Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк

Духовная ода «Пророк» — хрестоматийная поэма, демонстрирующая филигранный стиль Александра Пушкина, его умение воплощать мысль в выразительные метафорические образы. Стихотворение изучается в девятом классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором «Пророка» по плану.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророка.

История создания: произведение создано в 1826 году, в имении Михайловское, после того, как поэт узнал о расстреле своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения — роль и цель поэта.

Композиция — В зависимости от смысла поэму можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, призыв ангела к своему творению. Произведение не разделено на строфы.

Жанр — ода.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использованы всевозможные рифмы.

Метафоры: «духовной жаждою томимся», «содрогание небес услышал», «схватил уста мои и высунул грешный язык», «уголь, горящий огнем, в грудь мою втолкнул», «сердце сжечь» людей с глаголом».

Эпитеты: «шестикрылый серафим», «высокогорный ангельский полет», «долинная лоза», «греховный язык», «праздный и хитрый» язык».

Сравнения: «пальцы легкие, как сон», «вещие глаза открываются, как у испуганного орла», «лежу, как труп, в пустыне».

История создания

История создания произведения связана с печальным событием – расстрелом друзей Пушкина, участвовавших в движении декабристов. Под впечатлением горькой утраты в 1826 году был написан «Пророк». Судя по всему, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.

Стихотворение впервые было опубликовано в 1828 году в «Московских ведомостях». Критики неоднозначно восприняли пушкинское творение, так как считали, что поэт пытается возвыситься над другими служителями пера.

Тема

Поэма ставит вечную философскую проблему поэтического замысла и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для ее раскрытия послужили шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин опирался лишь на некоторые подробности из священных книг, ссылок на конкретный сюжет мы не найдем.

В центре поэмы лирический герой. Этот образ сложен, так как в нем воплотились поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он бродил по пустыне, где встретил ангела. «Шестикрылый серафим» оказался вестником Бога. Он превратил человека в пророка.

Это началось с глаз. Благодаря легкому прикосновению к ним главный герой получил дар видеть то, что скрыто от обычных глаз. После прикосновения Божественного посланника к ушам рожденный пророк услышал голоса неба, птиц, подводных «рептилий» и растений. Язык заменен укусом змеи. И это неудивительно, ведь он традиционно символизирует мудрость. Наконец добрался до сердца. В пушкинском понимании у пророка горящий уголь.

После перевоплощения герой был измотан: как труп, но голос Божий вернул его к жизни. Он призвал встать и пойти к людям, чтобы принести ему вечные истины. То, что скрывается поэт под образом пророка, ясно из последней строчки: «Словом сердца людей сжечь».

Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную тему литературы. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слушать и видеть все, что происходит на земле, в небе и под водой. Но и такой проницательности ему мало — он должен уметь все пропускать через огненное сердце и передавать людям без «праздных и хитрых» слов. Только тогда можно называть себя пророком.

Композиция

Композиция стихотворения проста. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. Произведение не разделено на строфы, его стихи переплетены затейливой рифмовкой — автор использует всевозможные рифмы. В силу особенностей сюжета автор вставляет в монолог лирического героя прямую речь – обращение шестикрылого серафима.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр – ода, то есть торжественная поэма. Многие старые славянизмы также указывают на принадлежность к оде.
.

Средства выразительности

Для создания образа пророка, раскрытия заявленной темы и реализации идеи автор использует выразительные средства. В них отчетливо видна библейская составляющая. В стихотворении преобладают метафоры: «мы томимся духовной жаждой», «я слышал содрогание неба», «оно прильнуло к губам моим и высунуло мой грешный язык», «уголь, горящий огнем, он втолкнул мне в грудь», «жечь сердца людей глаголом». Также в тексте встречаются эпитеты: «шестикрылый серафим», «полет ангелов высокогорных», «долинная лоза», «язык грешный», «праздный и хитрый» язык, сравнения: «перста легкие, как сон», «отверзлись пророческие очи, как перед испуганным орлом», «он лежал, как труп, в пустыне».

Образная система определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, видишь, слышишь.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть