Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина
Анализ стихотворения Пушкина «Анчар
«Анчар» — одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества; краткий анализ «Анчара» по плану показывает это очень наглядно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.
Краткий анализ
Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться со стихотворением Анчара.
История создания поэмы: произведение было написано в 1828 году, когда прошло два года с тех пор, как Пушкину разрешили вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его представлениям о безудержном творчестве не суждено сбыться, и свою грусть он излил в текст этого произведения.
Тема стихотворения – гибельная сила, которой нет предела. Пушкин познал в себе силу этого явления, что сделало стихотворение необычайно убедительным и эмоционально глубоким.
Композиция: произведение состоит из двух частей: первая рассказывает о дереве, источающем яд, вторая о человеке, который, повинуясь приказу своего хозяина, принес «смертоносную смолу» и умер, сам отравившись ею.
Жанр: лирическая поэма с элементами баллады.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Метафоры: «родила его природа жаждущих степей в день гнева», «черный вихрь мчится к дереву смерти», «покорно текла в пути“.
Эпитеты: «чахлая и скупая в пустыне», «мёртвая зелень», «подставка с прозрачной смолой“.
Сравнения — «расширяйся, как грозный часовой“.
Инвестиции — «мертвая зелень», «черный вихрь”.
История создания
Идея написания «Анчара», очевидно, родилась в результате судебного процесса, возбужденного против поэта за создание «Гаврилиады» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.
Что касается сюжетной основы, то история ее создания интересна тем, что поэта вдохновляли одновременно два источника: одна из старинных легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, рассказывавшего о дереве, которое якобы росло в Ява, на которую сослали преступников, наказанием которых была смерть, чтобы они принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновлялся этим сюжетом, но переделывал его по своему художественному замыслу.
Тема
Основная тема стихотворения — пагубность безграничной власти одного человека; Для подкрепления этой мысли Пушкин использует антитезу: противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновения к смертоносному дереву, и поведения правителя, нарушающего этот закон природы.
Таким образом, идея состоит в том, что «непобедимый господин», который отправил своего раба на якорь, зная, что тот умрет, а затем использовал принесенный им яд, чтобы нести смерть дальше, является злом даже большим, чем ядовитое дерево. Это основная идея произведения.
Композиция
Это произведение разделено на две почти равные части: первая содержит пять строф, вторая — четыре. Во-первых, Пушкин описывает дерево, источающее яд, который в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным: ветер отдаляется от него, как моровая язва, дождевая вода, стекающая с ветвей, капает яд на песок.
Во второй части стиха поэт описывает всемогущего владыку, который, не задумываясь, отправляет своего раба на смерть для получения яда, необходимого для будущих завоеваний, и раб беспрекословно подчиняется ему.
Стихотворный размер, используемый для письма, четырехстопный ямб, позволяет ему одинаково хорошо передавать как ощущения смерти в природе, так и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестные рифмы.
Жанр
Обычно жанр этого произведения определяется как лирическая поэма, но отчасти его можно считать и балладой, потому что в нем есть сюжет, присутствует и некая загадочность.
Средства выразительности
Поэт использовал все богатство русского языка для передачи психологического и идейного посыла стихотворения. Так, при его создании использовались следующие художественные средства:
- метафоры: «природа жаждущих степей родила его в день гнева», «чёрный вихрь мчится к дереву смерти», «покорно текла в пути“
- эпитеты: «низкорослый и скупой в пустыне», «мертвая зелень», «густая прозрачная смола“
- сравнения — «расширяйся, как грозный часовой“;
- инверсии – «мертвая зелень», «черный вихрь”
.
.
.
В нем также легко проследить антитезу «царь-раб». Для его создания автор использует не только эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка»), но и глагольные противопоставления: если царь прислал раба, он тек, а во втором случае глагол подкрепляется слово «послушно». При этом король и анчар, наоборот, описываются как одинаково смертоносные явления.
С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ярко выраженной мыслью.