Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока

Анализ стихотворения Блока «Чужой

«Чужой» — самое известное и глубокое стихотворение Блока, ставшее переходным стихотворением в его творчестве. Заканчивается первый этап, когда он мог воспевать сверхъестественные идеалы, его поэзия приближалась к реальности, но в то же время он все еще ждал чуда. Краткий анализ «Чужого» по плану раскрывает этот период творческого развития Блока и может быть использован на уроке литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение Extraño.

История создания: Поэма написана в 1906 году и даже зафиксировано время ее создания. Это сделал друг поэта Андрей Белый.

Тема стихотворения – столкновение мечты с реальностью.

Композиция: произведение состоит из двух частей и построено на контрасте: в первой поэт реалистично описывает пошлый мир пригородов Петербурга, а во второй показывает свою мечту, прекрасную незнакомку.

Жанр — рассказ.

Стихотворный размер — ямб с пиррихом.

Эпитеты: «горячий воздух», «пьяные крики», «весенний и губительный дух», «плачущие дети», опытный остроумие, «заколдованный берег”.

Метафоры: «дух правит криками», «пластинка скручивается бессмысленно», «лагерь, охваченный шелками», «дышащий духами и туманами”.

Сравнение — «как я, скромный и глухой”.

История создания

Это стихотворение было написано в 1906 году, когда начался тяжелый период в жизни Александра Блока. История создания этого произведения тесно связана с личными переживаниями поэта: Андрей Белый, с которым дружил Блок, взял любимую жену, и между ними завязался роман. Не выдержав душевных страданий, поэт уехал скитаться по окраинам Петербурга. Потом он обнаружил Озерки и небольшой ресторан, где выпивали местные жители. Он ходил туда каждую ночь, заказывал вино и пил, пока не начал немного забывать.

И вот после одной из таких прогулок он вернулся домой с скомканной бумажкой с кровными строчками, показывающими его разочарование в реальности. Возвращение пьяного Блока, показавшего жене стихи, засвидетельствовал второй виновник его страданий — Андрей Белый, впоследствии описавший этот случай в своих мемуарах.

Он входит в сборник стихов под названием «Город» и опубликован впервые в 1907 году в сборнике «Нечаянная радость”.

Тема

Стихотворение посвящено конфликту реальности, которую поэт видит как ветхий ресторан в пригороде Петербурга, и мечты, воплощенной в образе прекрасной незнакомки, зачем-то приехавшей туда. Главный герой даже не знает, действительно ли это живая женщина или плод винных грез.

Композиция

Композиционно это произведение делится на две части.

Первая целиком посвящена действительности, которую поэт видит захудалым ресторанчиком, куда приходят только выпить, поэтому там одни пьяницы. И сам лирический герой ничем от них не отличается: сидит с бокалом вина, ошалевший от спиртного. Даже солнце не хочет видеть, что происходит в этом месте.

Вторая часть противопоставлена ​​первой: в ней поэт описывает красивую иностранку, кардинально отличающуюся от местного отребья. Лирический герой может подробно описать свой образ, и все же он не уверен, что это не плод его воображения. Она — сокровище, которое он хранит в своем сердце. И все же поэма кончается печально: даже такой прекрасный сон не в силах вырвать героя из винного плена.

Соединить эти два мира у Блока невозможно, мечта и реальность навсегда останутся на разных берегах.

Жанр

Это классический рассказ в стихах, описывающий ли он реальность или мечты лирического героя. Блок намеренно придал своему полумистическому произведению такую ​​приземленную форму, чтобы подчеркнуть свою мысль о том, что Вечной Женственности не существует в действительности, ее место в духовных эмпиреях. Написано четырехстопным ямбом с пиррихом. В выборе стихотворного размера также прослеживается стремление к нарочитой простоте. Перекрестная рифмовка помогает подчеркнуть и выделить мысли, которые важны для понимания, а также облегчает понимание.

Средства выразительности

Как всегда, поэт использует в стихотворении яркие выразительные средства, их много, и все они работают на одну художественную идею. Основные из них:

  • Эпитеты: «горячий воздух», «пьяные крики», «весенний и губительный дух», «плачущие дети», опытный остроумие, «заколдованный берег”.
  • Метафоры: «дух правит криками», «пластинка скручивается бессмысленно», «лагерь, охваченный шелками», «дышащий духами и туманами”.
  • Сравнение — «как я, скромный и глухой”.

Особенно блестяще работают в этом произведении эпитеты: в первой части, описывающей действительность, используются нарочито грубые и безобразные сравнения, во второй — поэтические и романтические.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть