Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «19 октября

В биографии А. С. Пушкина есть периоды, когда поэт против своей воли был оторван от привычной жизни и от любимого круга общения. За это время он создал произведения, полные страданий и надежд. Находясь в ссылке в селе Михайловском Псковской губернии, он написал поэму «19 октября» (1825). Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «19 октября» (1825 г.) по плану.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем прочитать стихотворение 19 октября.

История создания: произведение написано в 1825 году, когда поэт отбывал срок в Михайловском и не мог присутствовать на традиционном собрании лицеистов.

Тема стихотворения — воспоминания о друзьях и школьной жизни.

Сочинение. Стихотворение построено как монолог-обращение к друзьям. В нем несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицейцам, обращение к самым близким товарищам, похвала Лицею и Царю, размышления о будущем однокурсников-лицейцев. Формально произведение разделено на октавы.

Пол — дружественное сообщение.

Стихотворный размер: пятистопный ямб, перекрестная рифма АВАВ и кольцо АВВА.

Метафоры: «сбрасывает лес багряное платье», «с огнем в глазах», «мирно спит» (над смертью), «неугомонный любитель чужих небес», «лоно новой дружбы», «обитель метелей и пустынного холода».

Эпитеты: «пленительная привычка», «келья пустыни», «сладкоголосая гитара», «печальная и непокорная мольба», «приятное свидание».

Сравнения: «он неразлучен и вечен, как душа», «чужой всем, как бездомный сирота».

История создания

А. С. Пушкин был одним из первых выпускников Царскосельского лицея, открывшегося 19 октября 1811 года. На курсе у поэта учились люди, ставшие выдающимися личностями, например, издатель и поэт Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие. Старшеклассники стали очень хорошими друзьями во время учебы, поэтому они договорились встречаться каждый год 19 октября.

В 1825 году Пушкин находился в ссылке в имении Михайловское и не смог присутствовать на годовом собрании, что и послужило поводом для рассказа о создании анализируемого произведения. Она была вручена друзьям-лицейцам и торжественно прочитана в их кругу.

Тема

В стихотворении поэт развивает темы школьной жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, так как в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Стихотворение начинается с осеннего пейзажа, этот образ у Пушкина, похоже, ассоциировался с традиционными посиделками с друзьями.

Лирический герой поэмы одинок. Ему грустно, что у него нет возможности встречаться с друзьями, только его воображение воспроизводит близкие сердцу образы. Герой знает, что выпивая в одиночестве, друзья вспоминают его на берегу Невы. Герой переживает за своих товарищей: все ли пришли.

Затем он начинает думать о своих самых близких друзьях. Сначала поговорим о тех, кто точно не смог прийти на встречу. Их имена заменены красноречивыми парафразами: «наша кудрявая певица», которая теперь «мирно спит» в Италии (о Корсакове), «неугомонный любитель чужих небес» (о путешественнике Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за этими описаниями, недостаточно проанализировать произведение, необходимо знать биографию поэта и его товарищей.

Несколько строф стихотворения посвящены трем бывшим лицеистам, отважившимся навестить поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей прописаны подробно, особое внимание автор уделяет достижениям друзей.

В последних строфах прославляются Ликей и Царь. Царь Пушкин восхваляет то, что он «взял Париж и основал лицей». К этим похвалам поэт добавляет резкие слова: «он раб слухов, сомнений и страстей». Наконец, автор с горечью представляет себе, как в далеком будущем на его классное собрание придет только один человек. Проведите параллель между ним и этим человеком, он хочет провести «этот день с тарелкой».

Основная идея произведения: — настоящая дружба не боится расстояний и преград, все невзгоды судьбы нужно встречать достойно.

Композиция

Анализируемое произведение построено традиционным для литературы способом. В нем несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицейцам, обращение к самым близким товарищам, похвала Лицею и Царю, размышления о будущем однокурсников-лицейцев. Формальным составом является деление на октавы.

Жанр

Жанр — дружеское послание: лирический герой обращается к друзьям. Также в поэме присутствуют признаки оды и элегии. Стихотворный размер – пятистопный ямб. В пьесе используются два вида рифмовки – крест АБАБ и кольцо АББА, имеются как мужские, так и женские рифмы.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал выразительные средства. В тексте присутствуют метафоры: «сбрасывает лес багряное платье», «с огнем в глазах», «мирно спит» (над смертью), «неугомонный любитель чужих небес», «лоно новой дружбы». », «обитель метелей и холода пустыни»; эпитеты: «прелестная привычка», «братская перекличка», «сладкоголосая гитара», «дружеская стамеска», «чувственный тропик»; сравнения: «он неразлучен и вечен, как душа», «чужой всем, как бездомный сирота». Эмоциональную выразительность линиям придает интонация.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть