Образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов»
Образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов»
Введение
В романе «Обломов» Гончаров изобразил два противоположных и совершенно разных женских образа — Ольгу Ильинскую и Агафью Пшеницыну. И если Ольга с самого выхода произведения привлекала критиков своей активной позицией, непрерывным личностным развитием и внутренней красотой, то Агафья получила неоправданное осуждение как со стороны современников, так и потомков писательницы. Однако образ Пшеницыной у Обломова имеет не меньшую глубину, чем образ Ильинской, ведь именно с ней, по сюжету романа, Илья Ильич обрел свое долгожданное, хотя и иллюзорное, счастье.
У нас появилась новая характеристика Агафьи Пшеницыной.
На значение Агафьи в системе персонажей романа указывает и то, что прототипом героини была родная мать Гончарова Авдотья Матвеевна, такая же добрая, верующая и всем своим характером направленная на заботу о семье. Пшеницына привлекает своей истинно русской красотой: полные локти, пышные формы, которые могли бы послужить живописцу или скульптору в натуре для шедевра, невинные сероватые глаза и яркий румянец на полных щеках. Она как идеал русской крестьянки, сошедший с картин художников.
Особенности образа Агафьи в «Обломове»
Характеристика Пшеницыной в романе «Обломов», как и других персонажей, неоднозначна. С одной стороны, автор изображает перед читателями простую и необразованную женщину, интересы которой ограничиваются работой по дому, приготовлением пищи, общением с прислугой и продавцами еды. У нее как бы нет собственного мнения, внутреннего стержня и сильной воли: у Агафьи мнение брата, а затем Обломова, заменяет ее, и она начинает жить другим человеком, отдавая себя полностью он. На любой вопрос, касавшийся далекой для нее сферы жизни, женщина отвечала улыбкой или молчанием — они были для нее принятой формой, за которой Пшеницына скрывала свое невежество и необразованность.
С другой стороны, Гончаров изображает Агафью неким светлым ангелом, оберегающим возлюбленную от любых невзгод, боли и печали. Пшеницына прекрасная хозяйка, добрая, скромная, тихая и глубоко верующая женщина, но не в христианском, а в истинно православном смысле. Для Агафьи благополучие Обломова становится главным счастьем в жизни, поэтому она продолжает жить, по сути, жертвуя собой ради другого человека, своих идеалов и представлений о счастье. Но именно в этой жертве и отдаче другому и заключается истинное счастье героини, позволяющее ее женской природе раскрыться и найти смысл своей жизни. Примечательно, что из всех персонажей только Пшеницына обретает истинное счастье, а не иллюзорное, в то время как ни Штольц с его расчетом, ни Ольга с ее высокой требовательностью к любимому, ни мечтательный Обломов ее не приобретают или не живут на полную катушку. Гончаров словно вводит читателя в парадокс: интеллигентные, образованные, успешные в обществе и в карьере люди отдаются простой, верующей женщине, живущей всеобъемлющим чувством любви.
Разрушительна ли любовь Пшеницыной?
Отношения Обломова и Пшеницыной превращаются в тихую гавань для героя после разрыва с Ольгой, обретая покой, покой и то «обломовское» счастье, о котором он мечтал долгие годы. Агафья окружила его заботой и любовью, беспрекословно выполняла каждое его желание и была готова на все ради мужа. Их любовь основывалась не на дружбе или уважении к Обломову, а на его полном обожании, почти обожествлении. Женщина любила его не за что-то (как в случае с Ольгой, которая любила в Обломове только одни черты, не принимая других), а просто за то, что могла быть рядом с мужем и чувствовать его благодарность за свою заботу.
По мнению литературоведов, характер любви Пшеницыной может иметь различный оттенок определения в зависимости от того, как читатель относится к Обломову и в чем он видит смысл своей жизни. Если рассматривать Илью Ильича как прототип настоящего русского человека, того мифического «Емеля», который сидит у печи и ждет прорыва, способного изменить его жизнь, то, безусловно, любовь Агафьи — негативное явление в жизни героя. Умиротворяющая, псевдосчастливая атмосфера «обломовщины» и царящее в доме Пшеницыной бездействие становятся причиной скорой смерти героя, который отказывается даже следовать рекомендациям врача, все глубже погружаясь в иллюзорный мир прекрасного и прекрасного мечты и половина. -спала. НО ТЕМ НЕМЕНЕЕ, Обломова тоже можно считать типичным человеком, обывателем, которому на самом деле неведомы стремления и необходимость постоянного развития, присущие Штольцу и Ольге, но близки родственные семейные ценности, обыденное спокойствие и благополучие. В данном случае Агафья — та самая женщина, о которой всегда мечтал Обломов, и ее любовь становится целебным бальзамом для измученного после отношений с Ольгой героя.
Заключение
Агафья Матвеевна Пшеницына в романе «Обломов» — самый добрый и самый христианский персонаж. Несмотря на свою простоту и необразованность, женщина является носительницей бесконечно нежного, всеобъемлющего чувства, ничего не требующего взамен, ставшего главным смыслом ее жизни. В конце произведения автор не делает окончательных выводов об образе Агафьи, но очевидно, что для Гончарова она является привлекательным и бесспорно положительным персонажем, введенным в роман для противопоставления Обломову, Штольцу и Ольге, которые постоянно ищут что-то внутри себя или во внешнем мире.