Воспитание и образование Обломова

Воспитание и образование Обломова

Введение

В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушительное социальное явление, как «обломовщина», описав его на примере жизни главного героя произведения — Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал негативное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и описал истоки явления, устаревшие, основанные на феодальных нормах и ценностях, воспитание и образование Обломова.

Детство Обломова

С детством и отрочеством Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части: «Сон Обломова». Герой родился в классической семье бывших владельцев, живших в отдаленном и живописном уголке — деревне Обломовка. Маленький Илья рос в атмосфере чрезмерной любви и опеки, любой его каприз моментально исполнялся, любое желание было равно закону. А если мальчик пытался самостоятельно познавать мир, брался за какое-то дело, то родители тут же отговаривали его от любого проявления труда, аргументируя это тем, что для работы есть прислуга. Жители Обломовки тоже не любили гулять: им было чуждо любое занятие, кроме заботы о еде, любовь к которой была в имении особым культом. В целом, Обломовка жила в атмосфере лени, праздности, полусонной скуки и тишины, люди здесь не привыкли к труду, а любой труд считался наказанием и всячески старались избежать его. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась лишь сменой времен года и обрядами: свадьбами, похоронами, днями рождения.

Миролюбивый и спокойный характер, сон которого не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни буйными бурями или ливнями, способствовали восприятию маленького Ильи размеренного, спокойного мироощущения и пассивного образа жизни, где кто-то всегда все делает для другого, не нарушая спокойствия непрекращающейся лени.

Сказки и легенды, которые рассказывала маленькому Илье няня, занимали особое место в воспитании Обломова. Фантастические и вдохновляющие истории о всемогущих героях разожгли воображение мальчика, который начал представлять себя одним из тех сказочных и всегда победоносных героев. А уже повзрослевший Обломов, понимая, что нянины сказки — это всего лишь вымысел, иногда подсознательно грустил, что «почему сказка не жизнь, а жизнь не сказка», мечтал о прекрасных принцессах и о том далеком мире, где ты может лежать на плите, пока хороший волшебник не сделает все за вас.

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от родственников основы науки жизни: ему не нужны книги и образование, как не нужны были его отец и дед. Повторяющаяся и обрядовая жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все необходимое передавалось от отца к сыну с пеленок. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, рассматривая их как необязательную и ненужную сторону человеческой жизни, формировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляют ребенка дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи настоящим мучением, и он только продолжал ровно сидеть, внимательно следя за речью учителя; на самом деле герой не понимал, зачем ему весь багаж знаний, данный ему в школе, и когда он понадобится ему в жизни. И главный вопрос, который задавал Обломов в подростковом возрасте, заключался в том, что если человек должен сначала долго учиться, а потом много работать, то когда же ему суждено жить полноценной жизнью? Илье казалось противоестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было сложно и непонятно.

Однако единственной отдушиной для Обломова стали поэтические сборники. С раннего детства чуткий к красоте природы, поэтичный, вдумчивый, Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировоззрение: только поэтические термины пробуждали в его сердце деятельность и активность, присущие его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не полностью захватили Илью Ильича, он не спешил читать их одну за другой, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, иногда ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение потребность пойти спать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки окончил школу, а затем прошел курс естественных наук в Москве, скорее рассказывает о послушании и нежелании героя, который во всем слушался родителей и не желал самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Илье Ильичу было легче

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагическую судьбу человека, чья жизненная драма проистекает из неправильного и устаревшего воспитания. Активная и вдумчивая натура Обломова погрязла в болоте обломовских традиций и норм, буквально убивающих деятельное начало личности героя.

Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного героя, а остается острым камнем преткновения для русской буржуазии XIX века, не желающей менять старые привычные правила воспитания детей . Также и в наше время остается открытой тема «обломовского» воспитания, разоблачающего деструктивное влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть