Внешность и портрет Обломова в романе «Обломов»

Внешность и портрет Обломова в романе «Обломов»

Введение

Роман Гончарова «Обломов» — социально-психологическое произведение русской литературы середины XIX века, в котором автор затрагивает ряд «вечных» тем, актуальных для современного читателя. Одним из основных литературных приемов, используемых Гончаровым, является характеристика портретов персонажей. Через подробное описание внешности персонажей раскрывается не только их характер, но и подчеркиваются индивидуальные особенности, сходство и различие характеров. Особое место в повествовании занимает портрет Обломова в романе «Обломов». Именно с описания внешности Ильи Ильича автор начинает работу, уделяя особое внимание мелким деталям и нюансам внешности персонажа.

У нас появилась новая функция Обломова.

Портрет Ильи Ильича Обломова

Илья Ильич изображается мужчиной тридцати двух лет среднего роста с темно-серыми глазами. Он довольно привлекателен внешне, но «худ не по годам». Главной чертой внешности героя была плавность, в выражении лица, в движениях и линиях тела. Обломов не производил впечатления человека, жившего великими целями или постоянно о чем-то размышлявшего: в чертах его лица можно было прочитать отсутствие определенного замысла и сосредоточенности, «мысль вольной птицей гуляла по лицу, порхая в глазах, сидя на приоткрытых губах, пряталась в складках лба, потом совсем исчезала, а потом по всему лицу мелькал небрежный равномерный свет небрежность перешла на позы всего тела, даже на складки халата. Иногда в их глаза закрадывалось выражение скуки или усталости, но они не могли оторвать от лица Ильи Ильича той сладости, которая присутствовала даже в его глазах и в его улыбке. Слишком светлая кожа, маленькие пухлые руки, гладкие плечи и слишком изнеженное для мужчины тело выдавали в нем человека, отвыкшего от работы, привыкшего проводить все дни в праздности, полагаясь на помощь слуг. Во внешности Обломова не отражались сильные эмоции: «когда он даже был встревожен», движения его «тоже были сдержаны плавностью и ленью, не лишенной какого-то изящества». Если с души на лицо спустилось облако беспокойства, взгляд затуманился, на лбу появились морщины, началась игра сомнения, грусти, испуга; но редко эта тревога превращалась в определенную идею и еще реже становилась намерением. Вся тревога проходила со вздохом и переходила в апатию или сонливость.Гладкие плечи и слишком изнеженное для мужчины тело выдавали в нем человека, непривычного к труду, привыкшего все дни проводить в праздности, полагаясь на помощь слуг. Во внешности Обломова не отражались сильные эмоции: «когда он даже был встревожен», движения его «тоже были сдержаны плавностью и ленью, не лишенной какого-то изящества». Если от души на лицо спустилось облако беспокойства, взгляд затуманился, на лбу появились морщины, началась игра сомнения, грусти, испуга; но редко эта тревога превращалась в определенную идею и еще реже становилась намерением. Вся тревога проходила со вздохом и переходила в апатию или сонливость.Гладкие плечи и слишком изнеженное для мужчины тело выдавали в нем человека, непривычного к труду, привыкшего все дни проводить в праздности, полагаясь на помощь слуг. Во внешности Обломова не отражались сильные эмоции: «когда он даже был встревожен», движения его «тоже были сдержаны плавностью и ленью, не лишенной какого-то изящества». Если от души на лицо надвигалось облачко беспокойства, взгляд омрачался, на лбу появлялись морщины, начиналась игра сомнения, грусти, испуга; но редко эта тревога превращалась в определенную идею и еще реже становилась намерением. Вся тревога разрешалась вздохом и переходила в апатию или сонливость, движения ее «были также сдерживаемы мягкостью и ленью, не лишенной какой-то грации. Если от души на лицо надвигалось облачко беспокойства, взгляд омрачался, на лбу появлялись морщины, начиналась игра сомнения, грусти, испуга; но редко эта тревога превращалась в определенную идею и еще реже становилась намерением. Вся тревога разрешалась вздохом и переходила в апатию или сонливость, движения ее «были также сдерживаемы мягкостью и ленью, не лишенной какой-то грации. Если облачко беспокойства с души спустилось на лицо, взгляд затуманился, на лбу появились морщины, началась игра сомнения, грусти, испуга; но редко эта тревога превращалась в определенную идею и еще реже становилась намерением. Вся тревога разрешалась со вздохом и переходила в апатию или сонливость».

Портрет Обломова Ильи Ильича позволяет запечатлеть основные черты характера героя: внутреннюю мягкость, самодовольство, леность, полное спокойствие и даже некоторую безразличность персонажа по отношению к окружающему миру, формируя сложную и многогранную личность. Сам Гончаров указывает на глубину характера Обломова в начале произведения: «Холодный и поверхностно-наблюдательный человек, взглянув на Обломова, сказал бы: «Должен быть добрый, простой человек!» Более глубокий и понимающий человек, глядя долго глядел ему в лицо, уходил с приятной мыслью, с улыбкой».

Символика одежды в образе Обломова

Проводя все дни в праздности и всяких мечтах, строя несбыточные планы и рисуя в воображении множество образов желанного будущего, Обломов не следил за своим внешним видом, предпочитая ходить в любимой домашней одежде, которая как бы дополняла его спокойные черты и кузов.испорченный. На ней был старинный восточный халат с широкими-широкими рукавами из персидской ткани, в который Илья Ильич мог дважды завернуться. В платье отсутствовали декоративные элементы: кисточки, бархат, пояса; эта простота, быть может, больше всего нравилась Обломову в этом элементе гардероба. По одеянию было видно, что герой носил его давно: «оно утратило свою первоначальную свежесть и кое-где заменило свою первобытную природную яркость на приобретенную», хотя.

Описание внешности Обломова в его домашнем убранстве рисует перед читателями образ провинциального барина, которому не нужно никуда бежать, потому что за него все сделают слуги и который все делает целыми днями, загорая на кровати. Да и сами вещи больше похожи на верных слуг Ильи Ильича — халат, «как покорный раб» подчиняется любому его движению, и не надо было долго искать или обувать обувь они всегда были к вашим услугам.

Обломов словно воссоздает спокойную, размеренную и «домашнюю» атмосферу родной Обломовки, где все было только для него и исполнялись все его прихоти. Халат и туфли в романе являются символами обломовщины, свидетельствующими о внутреннем состоянии героя, его апатии, отрешенности от мира и заблуждениях. Сапоги становятся для Ильи Ильича символом настоящей и «неудобной» жизни: «Каждый день, — жаловался Обломов, надевая халат, — сапоги не снимаешь — ноги чешутся! вашей петербургской жизни. Впрочем, сапоги — это еще и символ выхода из власти «обломовщины»: влюбившись в Ольгу, герой сам выбрасывает любимый халат и туфли, заменяя их светским костюмом и столь нелюбимыми ботинками. После расставания с Ильинской».

Внешность Обломова и Штольца в романе Гончарова

Андрей Иванович Штольц по сюжету пьесы лучший друг Обломова и полная его противоположность как по характеру, так и внешне. Штольц был «полностью составлен из костей, мышц и сухожилий, как английская кровная лошадь», «то есть есть кости и мышцы, но нет признаков жировой округлости». В отличие от Ильи Ильича, Андрей Иванович был худощав, со смуглым ровным цветом лица, выразительными зеленоватыми глазами и скупым выражением лица, которым пользовался ровно столько, сколько нужно. У Штольца не было той внешней мягкости, которая была главной чертой его друга, ему были свойственны твердость и спокойствие, без раздражительности и излишней поспешности. Все в его движениях было слаженно и сдержанно: «Кажется, он управлял и горестями, и радостями, как движением рук своих».

Казалось бы, оба героя, и Обломов, и Штольц, отличались внешним спокойствием, но природа этого спокойствия у мужчин была иной. Вся внутренняя буря переживаний Ильи Ильича терялась в его чрезмерной мягкости, беспечности и ребячливости. Для Штольца сильные чувства были чужды: он контролировал не только весь окружающий мир и свои движения, но и свои чувства, даже не позволяя им возникнуть в своей душе как чему-то иррациональному и неподвластному ему.

Выводы

В «Обломове» Гончаров, как искусный художник, смог показать глубину своего внутреннего мира через портрет персонажей, «вырисовывая» характеристики характеров персонажей, изображая, с одной стороны, два типичных социальных характера того времени, так и с другой, наметившей два сложных и трагических образа, интересных своей многогранностью и современным читательским интересом.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть