Сюжет романа «Обломов»

Сюжет романа «Обломов»

Введение

Роман «Обломов» написан Гончаровым в 1859 году. Произведение относится к литературному направлению реализма. В романе автор поднимает многие важные социальные и философские вопросы, раскрывая их с помощью различных литературных приемов. Сюжет Обломова, основанный на использовании приема антитезы, играет в произведении особую идейно-смысловую роль.

Сюжетная основа романа «Обломов»

«Обломов» начинается с описания обычного дня главного героя — Ильи Ильича Обломова. Автор изображает читателя ленивым, апатичным, но добрым персонажем, привыкшим тратить все свои дни на несбыточные планы и мечты. Истоки такой жизненной позиции лежат в детстве Обломова, которое проходило в далекой, тихой, живописной деревне, где люди не любили работать, стараясь как можно больше отдыхать. Автор описывает свою молодость, обучение и службу коллежским секретарем, которая ему быстро надоела.

Однообразную жизнь Обломова прерывает приезд друга детства Андрея Штольца, человека с активной позицией. Штольц заставляет Обломова покинуть квартиру и родной диван, заменив их светской жизнью. В одну из таких ночей Андрей Иванович знакомит Илью Ильича со своей девушкой Ольгой Ильинской. Между девушкой и Обломовым вспыхивают красивые и романтические чувства, которые длятся около полугода.

Однако счастье влюбленных было обречено на расставание: слишком разными были их представления о счастливой семейной жизни, а Ольга слишком сильно хотела изменить замкнутого и мечтательного Обломова. После расставания пути Ольги и Обломова расходятся: Илья Ильич находит «Обломову» спокойное и спокойное семейное счастье с Агафьей Пшеницыной, а Ольга выходит замуж за Штольца. Пьеса заканчивается смертью Обломова после второго удара.

Сюжетная антитеза в романе «Обломов»

Принцип антитезы сюжета в романе «Обломов» является важным смысловым приемом произведения. Уже в начале романа автор представляет двух противоположных персонажей: пассивного и ленивого Обломова и деятельного и деятельного Штольца. Сравнивая их детство и отрочество, Гончаров показывает, как формировалась личность каждого из героев: постепенное увязание в болоте «обломовщины» Ильи Ильича и самостоятельная жизнь Андрея Ивановича. Их судьбы – отдельные сюжетные линии романа, раскрывающие идею творчества, основанную на противопоставлении двух мировоззрений: устаревшего, основанного на традициях и склонного к чудесным событиям прошлого, и нового, активного, стремящегося к движению вперед.

Если жизнь Штольца продолжается по плану, без неожиданностей и потрясений, то в судьбе Обломова происходит переворот, который, будь Илья Ильич моложе, полностью изменил бы его жизнь — любовь к Ольге. Захватывающее, вдохновляющее и шокирующее ощущение разворачивается на грани фантазии и реальности, в окружении красоты весенне-летних пейзажей. Его непосредственность, прочная связь с природой подчеркивается тем, что влюбленные расстаются осенью; неудивительно, что недолговечная ветка сирени становится символом их любви.

Любовь Обломова и Ольги противопоставляется любви Обломова и Агафьи. Его чувства не столь спонтанны и волнительны, они спокойны, тихи, по-домашнему, наполнены духом обломовки, близкой Илье Ильичу, когда главное в жизни не далекие стремления, а мирная, сонная, сытая жизнь. Да и сама Агафья изображена персонажем, как бы явившимся Илье Ильичу в снах, — доброй, спокойной и хозяйственной женщиной, не требующей от мужа никаких занятий и достижений, «второй половинкой» для Ильи Ильича (пока что Ольга предстала перед героем скорее далекой и восхищенной музой, чем верной будущей женой).

Заключение

Сюжет романа Гончарова «Обломов» строится по принципу противопоставления противоположных характеров и противоположных событий в жизни героев. Антитеза в произведении позволяет не только лучше понять мысль автора, который в романе затрагивает не только темы «обломовщины» как явления социальной деградации, но и конфликт между активными , активные и пассивные, рефлексивные основания, между наследием прошлого и открытиями будущего. Вводя в роман прием противопоставления, Гочаров подчеркивает важность поиска гармонии и компромисса между двумя первоосновами мира.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть