Пейзаж и его функции в романе «Обломов»

Пейзаж и его функции в романе «Обломов»

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» — социально-психологический роман, написанный в середине XIX века. В книге рассказывается о судьбе русского купца Ильи Ильича Обломова, человека с прекрасной душевной организацией, который никак не мог найти свое место в быстро меняющемся мире современной России. Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет авторское изображение природы: у Обломова пейзажи являются отражением внутреннего мира героя, тесно связанным с его чувствами и переживаниями.

Природа Обломовки

Самым ярким пейзажем в романе является природа Обломовки, воспринимаемая читателем через призму сна Ильи Ильича. Умиротворенная, вдали от городской суеты природа поселка манит своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет густых и пугающих лесов, нет беспокойного моря, нет высоких и далеких гор или ветреных степей, нет благоухающих клумб, только запах полевой травы и полыни — по мнению автора, вряд ли удовлетворил бы поэт или мечтатель непритязательный ландшафт этой местности.

Нежная и гармоничная природа Обломовки не требовала от крестьян труда, что создавало во всей деревне особую и ленивую среду обитания — размеренное течение времени прерывалось лишь сменой времен года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые с такой же быстро оно отошло в прошлое, уступив место спокойствию умиротворяющей природы.

Сон Обломова — отражение впечатлений и воспоминаний его детства. Мечтательный Илья с ранних лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, ему хотелось исследовать и познавать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей заставила действующее вещество раствориться в герое и способствовал постепенному усвоению того размеренного ритма жизни «Обломова», который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Четыре поры любви

Природа в романе «Обломов» несет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, это отражает статус героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым является хрупкая ветка сирени, которую девушка дарит Илье Ильичу, на что тот отвечает, что больше любит ландыши, и раздраженная Ольга роняет ветку. Но на очередное свидание, словно приняв чувства девушки, Обломов приходит с той же веткой. Даже в тот момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни пал», Ольга снова срывает с нее ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В разгар их отношений спокойная природа лета как бы благоприятствует их счастью, любовнику открываются их тайны, особые смыслы.

Совершенно иной предстает природа в те моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем своей любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым небом, затянутым хмурыми тучами, влажностью и холодом. В то же время Ольга понимает, что сирени уже нет, как будто и ее любви уже нет. Отстраненность героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, летящих листьев и неприятно кричащих ворон, когда герои уже не могут спрятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание влюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов: весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно гибнет под слоем холодного снега.

Любовь Обломова и Ольги кажется частью той далекой семейной жизни Ильи Ильича «Обломова». Начиная с весны и заканчивая поздней осенью, ваши чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены времен года от рождения и цветения до увядания и смерти, за которым следует новое рождение: любовь Обломова к Агафье и Ольге для Штольца.
В конце романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасных чувствах героя, возле могилы растет посаженная друзьями сирень и пахнет полынью, будто герой снова вернулся в родную Обломовку.

Заключение

Пейзаж в романе «Обломов» выполняет основную смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое чувство природы, течение ее естественного времени и одухотворенность каждого ее проявления в произведении доступно только задумчивому и мечтательному Обломову и влюбленной Ольге. После замужества, изображая жизнь девушки со Штольцем в Крыму, Ольга бессознательно теряет способность чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время знакомства с Обломовым. Автор как бы пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человек не подвержен естественному изменению циклов природы, текучих и изменяющихся на протяжении всей человеческой жизни.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть