Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» (с цитатами)

Образ Ольги Ильинской в ​​романе «Обломов» (с цитатами)

Введение

Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов» — самый яркий и сложный женский персонаж. Зная ее как развивающегося ребенка, читатель видит ее постепенное взросление и раскрытие как женщины, матери, самостоятельной личности. В то же время полная характеристика образа Ольги в романе «Обломов» возможна только при работе с цитатами из романа, наиболее полно передающими облик и личность героини:

У нас новая рубрика от Ольги Ильинской.

«Если бы она стала статуей, это была бы статуя грации и гармонии. Размер головы строго соответствовал несколько высокому росту, овал и размеры лица соответствовали размеру головы; все это, в свою очередь, согласовывалось с плечами, с плечами, со станом…».

Встречаясь с Ольгой, люди всегда останавливались на мгновение «перед этим существом, столь строго и нарочито художественно созданным».

Ольга получила хорошее воспитание и образование, разбирается в науках и искусстве, много читает и постоянно развивается, учится, достигает все новых и новых целей. Эти ее черты отразились на внешности девушки: «Губы тонкие и большей частью сжаты: признак постоянно направленной мысли. Само присутствие говорящей мысли светилось в проницательном взгляде, всегда веселом и проницательном, темно-серо-голубых глаз, «и тонкие, неравно поставленные брови создавали небольшую морщинку на лбу», в которой что-то как бы говорило, как будто мысль остановилась там. Все в ней говорило о ее собственном достоинстве, внутренней силе и красоте: «Ольга шла, слегка наклонив голову вперед, такая стройная, благородно опираясь на стройную гордую шею».

Любовь к Обломову

Образ Ольги Ильинской у Обломова предстает в начале романа как еще совсем юная девушка, мало осознанная, смотрящая на окружающий мир широко раскрытыми глазами и пытающаяся познать его во всех его проявлениях. Поворотным моментом, ставшим для Ольги переходом от детской застенчивости и некоторой смущенности (как это было при общении со Штольцем), стала любовь к Обломову. Прекрасное, сильное и вдохновляющее чувство, молниеносно вспыхнувшее между влюбленными, было обречено на расставание, так как Ольга и Обломов не хотели принимать друг друга такими, какие они есть на самом деле, взращивая в себе чувство полуидеальных прототипов настоящих героев.

Для Ильинской любовь к Обломову была связана не с женской нежностью, милостью, принятием и заботой, которых ждал от нее Обломов, а с долгом, необходимостью изменить внутренний мир любимого, превратить его в человека совсем другого:

«Ей приснилось, как он «прикажет ей прочесть книги», которые оставил Штольц, потом каждый день читает газеты и сообщает ему новости, пишет письма народу, доделывает план починки имения, готовится к отъезду за границу , одним словом, он с ней не заснул; она укажет ему цель, заставить его снова полюбить все, что он разлюбил».

«И все это чудо совершит она, такая робкая, молчаливая, которой никто не послушался до сих пор, которая еще не начала жить! »

Любовь Ольги к Обломову основывалась на эгоизме и амбициях героини. Тем более, что ее чувства к Илье Ильичу вряд ли можно назвать настоящей любовью — это была мимолетная влюбленность, состояние вдохновения и подъема перед лицом новой вершины, которой она хотела достичь. Для Ильинской чувства Обломова были не очень важны, она хотела сделать его своим идеалом, чтобы потом гордиться плодами своего труда и, быть может, напомнить ей потом, что всем, что у нее было, она обязана Ольге.

Ольга и Штольц

Отношения между Ольгой и Штольцем сложились из нежной и трепетной дружбы, когда Андрей Иванович был учителем, наставником, одухотворяющей фигурой для девушки, по-своему далекой и неприступной: «Когда в ее уме родился вопрос, недоумение , он не решился вдруг поверить ей: он был слишком далек от нее, слишком выше ее, так что ее самолюбие иногда страдало от этой незрелости, от отдаленности в их умах и годах».

Брак со Штольцем, который помог ей оправиться после расставания с Ильей Ильичем, был закономерен, так как характеры, жизненные ориентиры и цели очень похожи. Ольга видела в своей совместной со Штольцем тишине, спокойствии и бесконечном счастье:

«Он испытывал счастье и не мог определить, где границы, каковы они».

«Она тоже шла одна, по благоразумной тропинке, он тоже встретил ее на перекрестке, взял за руку и повел не в блеск ослепительных молний, ​​а как в течение широкой реки, в просторные поля и приветливо улыбающиеся холмы»

Прожив вместе несколько лет в безоблачном и бесконечном счастье, видя друг в друге те идеалы, о которых они всегда мечтали, и тех людей, которые являлись им в их снах, герои стали как бы отдаляться друг от друга. Штольцу было трудно подойти к любознательной и беспрестанно стремящейся Ольге, и женщина «начала строго наблюдать за собой и поняла, что ее смущает это молчание жизни, ее остановки в минуты счастья», задавая вопросы: а можно чего-то желать? Куда идти? Никуда! Другого пути нет… Неужели нет, ты уже завершил круг жизни? Неужели все.. все…? Героиня начинает разочаровываться в семейной жизни:

«Эта неувядающая и нерушимая любовь лежала мощно, как сила жизни, на их лицах; в минуту дружеской грусти она сияла в медленно и безмолвно обмениваемых взглядах накопившихся страданий, она слышалась в бесконечном взаимном терпении против муки жизни, в сдерживаемых слезах и приглушенных рыданиях».

И хотя Гончаров не описывает в романе, как развивались последующие отношения Ольги и Штольца, можно вкратце предположить, что через некоторое время женщина ушла от мужа или прожила остаток своей несчастливой жизни, все больше погружаясь в разочарование о недостижимости тех высоких целей, о которых я мечтал в юности.

Заключение

Образ Ольги Ильинской в ​​романе Гончарова «Обломов» — это новый тип русской женщины, в известной степени феминистки, которая не хочет закрываться от мира, ограничивая себя домашними и семейными делами. Краткая характеристика Ольги в романе – женщина-искательница, женщина-новатор, для которой «рутинное» семейное счастье и «обломовщина» были действительно самыми страшными и пугающими вещами, которые могли привести к деградации и застою ее видения мира будущее, обучение личности. Для героини любовь была чем-то второстепенным, исходящим от дружбы или вдохновения, а не изначальным, ведущим чувством, тем более смыслом жизни, как у Агафьи Пшеницыной.

Трагедия образа Ольги заключается в том, что общество XIX века еще не было готово к появлению сильных женских личностей, способных менять мир наравне с мужчинами, поэтому она еще ждала бы того самого усыпляющего, монотонного семейного счастья, которое девушка так боялась.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть