Образ Обломова – анализ героя романа «Обломов»

Образ Обломова — анализ героя романа «Обломов»

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» представляет собой социально-психологический роман, вышедший в свет в 1859 году. В книге автор затрагивает ряд вечных тем: родители и дети, любовь и дружба, поиски смысла жизни и другие, раскрывая их через биографию главного героя, Ильи Ильича Обломова, ленивого, апатичного, слишком мечтательного и совершенно неприспособленного к реальной жизни. Образ Обломова в романе Гончарова — центральный и самый яркий мужской образ в произведении. По сюжету книги читатель знакомится с Ильей Ильичем, когда герою уже за тридцать лет и он является вполне сформировавшейся личностью. Как и многие мужчины его возраста, он мечтает о большой семье, детях, милой и хозяйственной жене и благополучном вечере жизни в родном штате — Обломовке.

У нас появилась новая функция Обломова.

Дни Обломова проходят в непрерывном безделье, он даже ленится вставать с постели, чтобы поприветствовать гостей. Вся жизнь его есть сонное царство, онейрический полусон, состоящий из непрерывного нанизывания и создания несбыточных иллюзий, которые истощали его морально и от которых он иногда уставал и засыпал в изнеможении. В этой однообразной и унизительной жизни Илья Ильич прятался от реального мира, всячески отдалялся от него, боясь его активности и не желая брать на себя ответственность за свои поступки, а уж тем более работать и уверенно преодолевать неудачи и неудачи поражения, непрерывный прогресс.

Почему Обломов старается уйти от реальной жизни?

Для того чтобы понять причины эскапизма Обломова, стоит кратко описать ту атмосферу, в которой рос герой. Родное село Ильи Ильича — Обломовка, располагалось в живописной и тихой местности вдали от столицы. Красивая природа, спокойная и размеренная жизнь в имении, отсутствие необходимости работать и чрезмерная опека родителей привели к тому, что Обломов оказался не готов к трудностям жизни за пределами Обломовки. Воспитанный в атмосфере любви и даже обожания, Илья Ильич думал, что найдет подобное отношение к себе и в служении. Каково же было его удивление, когда вместо подобия любящей семьи, где все поддерживают друг друга, его ждал коллектив, устроенный совсем по-другому. На работе, он никому не был интересен, никому до него не было дела, так как все думали только о повышении собственной зарплаты и продвижении по карьерной лестнице. Почувствовав себя неловко, после первой же ошибки на службе Обломова, с одной стороны, опасаясь наказания, а с другой, найдя повод для увольнения, он уходит с работы. Герой уже не пытался где-то устроиться на работу, он жил на деньги, присылаемые ему из Обломовки, и все дни проводил в постели, надежно скрываясь от забот и неурядиц внешнего мира уйти с работы. Герой уже не пытался где-то устроиться на работу, он жил на деньги, присылаемые ему из Обломовки, и все дни проводил в постели, надежно скрываясь от забот и неурядиц внешнего мира уйти с работы. Герой уже не пытался где-то устроиться на работу, он жил на деньги, присылаемые ему из Обломовки, и все дни проводил в постели, надежно скрываясь от забот и бед внешнего мира.

Обломов и Штольц – образы-антиподы

Антиподом образа главного героя романа Ильи Ильича «Обломов» является его друг детства Андрей Иванович Штольц. По характеру и жизненным приоритетам Штольц полная противоположность Обломову, хотя они и происходят из одного социального слоя. В отличие от ленивого, апатичного, мечтательного и живущего только своим прошлым Ильи Ильича, Андрей Иванович всегда стремится вперед, он не боится неудач, потому что знает, что в любом случае сможет добиться своей цели, достичь все больших высот. И если для Обломова смыслом жизни является иллюзорный мир, который он строит в своем воображении и которым живет, то для Штольца этим смыслом остается тяжелая работа.

Несмотря на то, что в произведении герои противопоставляются как два противоположных начала и два противоположных типа личности: интроверт и экстраверт, Штольц и Обломов органично дополняют друг друга и нужны друг другу. Без Андрея Ивановича Илья Ильич наверняка завел бы наконец дела в Обломовке или продал бы ее за копейки кому-нибудь вроде Тарантьева. Штольц яснее понимал пагубное влияние на друга «обломовщины», поэтому всеми силами старался вернуть его к реальной жизни, беря с собой на светские мероприятия или заставляя читать новые книги.
Авторское введение в повествование такого персонажа, как Андрей Иванович, помогает лучше понять образ Ильи Ильича. На фоне своего друга Обломов, с одной стороны, выглядит пассивным, ленивым матрасником, не желающим ни за что бороться. С другой стороны, раскрываются и его положительные качества: теплота, доброта, нежность, понимание и сочувствие к близким, ведь именно в беседах с Ильей Ильичем Штольц обретал душевный покой, теряющийся в постоянной жизненной суете.

Раскрытие образа Обломова через любовь

В жизни Ильи Ильича было две разные любви: стихийная, всеохватывающая, бурная и животворящая любовь к Ольге Ильинской и спокойная, умиротворяющая, уважительная, спокойная и однообразная любовь к Агафье Пшеницыной. Образ Ильи Ильича Обломова раскрывается по-разному в отношениях с каждой из женщин.

Любовь к Ольге была тем светлым лучом, который смог вытащить героя из «обломовского болота», ведь именно ради Ильинской Обломов забывает о любимом халате, начинает снова читать книги, крылья у него словно растут, как у реальная цель: возможное счастливое будущее с Ольгой, семья и собственная благоустроенная недвижимость. Однако Илья Ильич не был готов полностью измениться, ему были чужды стремления Ильинской к постоянному развитию и достижению новых высот. В отношениях с Ольгой Обломовой бывший начинает отстраняться, а бывший пишет ей письмо, в котором говорит, что его любовь — это не настоящие чувства. Этот поступок можно рассматривать не только как слабость героя, его боязнь перемен и внутреннюю пассивность, но и как лучшее понимание сферы чувств, отличное интуитивное чутье и понимание психологии других людей. Илья Ильич бессознательно чувствовал, что их жизненные пути слишком различны, что Ольге нужно гораздо больше, чем он готов ей дать. И даже если он попытается стать для нее идеалом деятельного, нежного, доброго, чувственного, но в то же время непрерывно развивающегося человека, он будет несчастлив до конца жизни, так и не обретя желанного счастья.

После тяжелого, но предопределенного расставания Обломова и Ольги герой находит утешение в окружении заботы Пшеницыной. Агафья по натуре идеал «обломовской» женщины — женщины малообразованной, но в то же время очень доброй, искренней, хозяйственной, заботящейся о комфорте и сытости мужа и обожающей его. Чувства Ильи Ильича к Пшеницыной основывались на уважении, которое постепенно переходило в теплоту и понимание, а затем в спокойную, но сильную любовь. Помните, что, когда Штольц пытался взять с собой Обломова, он не хотел ехать не потому, что ему было лень, а потому, что ему было важно остаться с женой, которая смогла подарить ему то счастье, о котором он мечтал, за пока.

Заключение

Анализ образа Обломова дает понять, что невозможно интерпретировать Илью Ильича как однозначно положительного или отрицательного героя. Он по-своему затягивает читателя, но и вызывает антипатию своей ленью и пассивностью, указывая на многогранность натуры персонажа, его внутреннюю глубину, а может быть, и на мощный нереализованный потенциал. Обломов — это собирательный образ типично русского человека, человека мечтательного и созерцательного, который всегда надеется на лучшее и видит истинное счастье в однообразии и спокойствии. Как отмечают критики, Илья Ильич Гончаров во многом отбросил себя, что делает роман еще более интересным для современного читателя, интересующегося творчеством великого русского писателя.

Подробный разбор образа героя романа Гончарова будет полезен к 10 классу при написании сочинения на тему «Образ Обломова в романе «Обломов»».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть