Обломов и «обломовщина»

Обломов и «обломовщина»

Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщина», которую он обозначил как особое общественное течение, свойственное, прежде всего, русскому народу, заключавшееся в полном отсутствии воля, апатия, постоянная лень и чрезмерная мечтательность, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» происходит от имени главного героя пьесы Обломова и названия его родного села Обломовка, которое было средоточием всего, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, полной его изоляции от мир и абсолютный эскапизм. Образ Обломова и «обломовщина» в романе Гончарова есть отражение процесса постепенного изменения, «разрыва.

У нас появилась новая функция Обломова.

Обломовка и «обломовщина»

Корни возникновения «обломовщины» у Обломова лежат в детстве героя: Илья Ильич вырос в глухой деревне — Обломовке, буквально отрезанной от реального мира и от центра России. Усадьба Обломовых расположена в живописной, тихой и спокойной местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было проливных дождей, ураганов или ветров, бурного моря или величественных гор, на месте которых тянулись пологие холмы, даже небо «поближе к земле», «обнять ее покрепче, с любовью: так низко она раскинулась над головой, как отцовская надежная крыша, чтобы защитить, казалось, избранный уголок от всяких невзгод». Все здесь сулило «тихую и долгую жизнь желтизне волос и незаметной смерти.

Люди Обломовки жили от обряда к обряду, от рождения до свадьбы и от свадьбы до похорон. Умиротворяющая природа усмиряла их темперамент, делая их тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные зверства в деревне были связаны с воровством гороха или моркови, а однажды нашли покойника из соседнего села, решили забыть об этом, так как жизнь других сообществ их не коснулась, а значит покойник не их проблема. Похожая ситуация произошла с письмом из соседнего хутора, где описывался рецепт пива, но обломовцы побоялись его сразу вскрывать, опасаясь дурных известий, которые могут нарушить обычное спокойствие деревни. В Обломовке работать не любили, они считали это своим долгом и старались выполнить работу как можно быстрее или даже переложить ее на чьи-то плечи. В поместье все работы выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара.

Дни обломовцев проходили в спокойствии и праздности, а самым главным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а потом все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о еде была первая и главная забота жизни в Обломовке. После трапезы все впадали в состояние сна, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но большую часть времени совершенно молчали и постепенно засыпали: «это был какой-то непобедимый сон, который все пожирал, истинное подобие смерть», которую маленький Илья наблюдал из года в год, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным и активным мальчиком, который изо всех сил старался познавать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим детям, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять там, где это запрещено или, взобравшись на стог сена, любоваться сверху рекой и великолепными пейзажами. Обломов любил наблюдать за животными, осматривать окрестности. Однако сверхопекающие родители, с детства окружившие Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные от «Обломова» ценности и модели поведения: постоянную лень, нежелание работать и учиться, слабая воля и боязнь настоящего покоя.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая все, что хочет, по первому требованию, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было ничего решать или делать самому: всегда были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, или слуги, которые были готовы принести ему еду, помочь одеться или убрать комнаты. Илью воспитывали как экзотический «комнатный цветок», изо всех сил защищая его от внешнего мира и приютив в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители даже не требовали от сына успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто оставляли его дома на каникулы или в непогоду. Вот почему учеба в школе, а затем в институте стала для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализации собственной воли. На уроках Илье Ильичу было скучно, он не понимал

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным и мечтательным человеком, умеющим видеть красоту и тонко переживать любое проявление окружающего мира. Во многом на формирование этих качеств у героя повлияла именно живописная натура Обломова и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды уносили Обломова в совсем иной мир — мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Невольно мечтает он о Милитрис Кирбитьевне; все толкает их в ту сторону, куда они только знают, что идут, где нет забот и печалей; она всегда имеет расположение полежать на печке, походить в готовом и незаслуженном платье и поесть за счет доброй чародейки. Даже в зрелом возрасте, осознав, что.

Сказочный и волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью, и уже в зрелом возрасте он сам сочиняет сказку о загробной жизни в небесной Обломовке, о семейном счастье, достатке и спокойствии, тихом и бесконечном. Однако трагедия Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, и не в понимании того, что реальную жизнь он уже заменил иллюзорной. Перед смертью для Обломова его сны реальнее и важнее, чем его сын, жена, друг и окружающие его люди, даже важнее, чем он сам, потому что в его снах все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергия. НО ТЕМ НЕМЕНЕЕ».

Заключение

Понятие «обломовщина» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как своеобразная черта жизненных мотивов и черт личности главного героя, а как типичное и особенно притягательное для российского общества явление — архетип Емеля эль Локо, лежа на печи и ожидая своего лучшего часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, и на нас самих», сказка, в которую хочется верить, но которая не имеет ничего общего с реальностью, куда ей дойти надо стоять с печами и работать, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь.

Особенности понятия «обломовщина», история его появления и связь с главным героем романа будут полезны на 10 занятиях при подготовке реферата на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть