История создания романа «Обломов»

История создания романа «Обломов»

Роман Гончарова «Обломов» — одно из знаковых произведений русской литературы XIX века. Она входит в трилогию с двумя другими книгами писателя: «Обыкновенная история» и «Утёс». История создания гончаровского романа «Обломов» началась задолго до появления замысла произведения: представление об «обломовщине» как всеобъемлющем общественном явлении у автора сложилось еще до появления первого романа-трилогии — « Обыкновенная история».

Хронология создания романа

Прототипом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают рассказ «Лихая боль», написанный в 1838 году. В произведении описывалась странная эпидемия, главным симптомом которой была «сплин», больные начинали строить воздушные замки и тешились пустыми мечтами. Проявления подобной «болезни» наблюдаются и у главного героя романа «Обломов.

Однако сама история романа «Обломов» начинается с 1849 года, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения — «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод неоконченного романа». Во время написания главы писатель находился дома, в Симбирске, где в патриархальной жизни, сохранившей след старины, Гончаров почерпнул немало примеров «обломовского сна», который он сначала описал в печатном отрывке, а затем позже в романе. При этом писатель уже подготовил кратко набросанный план будущей работы и предварительный вариант всей первой части.

В 1850 году Гончаров создал окончательный вариант первой части и работал над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много думает о романе. В октябре 1852 года рассказ Обломова прервался на целых пять лет: Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина отправился на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа за работой возобновляется лишь в июне 1857 года, когда, находясь в Мариенбарде, писатель заканчивает почти весь роман за семь недель. Как позже рассказывал Гончаров, во время поездки роман уже полностью сложился в его воображении, и оставалось только перенести его на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью закончил работу над рукописью Обломова, добавив много сцен и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

Прототипы героев романа «Обломов»

Обломов

Творческая история романа «Обломов» берет начало из жизни самого автора, Ивана Гончарова. Для писателя, по его словам, было важно изобразить подлинную действительность, не покидая «поля мыслителя». Именно поэтому Гончаров снял с себя центрального персонажа — Илью Ильича Обломова. По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего: оба выходцы из недр России с устаревшей патриархальной жизнью, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при живой ум, художественное воображение и некая мечтательность, о которой не скажешь с первого взгляда.

Ольга

Прототип главного женского образа – Ольга Ильинская, Гончаров тоже рисовал на собственной жизни. По мнению исследователей, прототипы девушки известны писателю: Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова. Гончаров был влюблен в Е. Толстую, и Ольга для Обломова, и Елизавета Васильевна были для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Переписка Гончарова и Е. Толстого параллельна событиям романа, даже теория любви творца и героя книги та же. Автор наделил Ольгу всеми теми прекрасными чертами, которые он увидел в Елизавете Васильевне, перенеся в роль собственные чувства и переживания. Поскольку Ольге в романе не суждено было выйти замуж за Обломова, ожидалось, что Е.

Майкова, жена В. Н. Майкова, становится прототипом замужней героини — Ольги Штольц. Екатерину Павловну и Гончарова связывала крепкая и продолжительная дружба, которая началась в один из вечеров литературного салона Маковых. В образе Майковой писатель нарисовал совсем другой тип женщины: в постоянном поиске, стремящейся, ничем не удовлетворенной, для которой семейная жизнь постепенно стала болезненной и узкой. Однако, как отмечают некоторые исследователи, после последней редакции романа «Обломов» образ Ильинской все больше напоминал Е. Толстую, если не Майкову.

Агафья

Второй важный женский образ в романе, образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, был изъят Гончаровым из воспоминаний матери писателя, Авдотьи Матвеевны. По мнению исследователей, трагедия брака Агафьи и Обломова была отражением драмы жизни крестного отца Гончарова, Н. Трегубова.

Штольц

Образ Штольца – это не просто сборный персонаж немецкого типа, носитель иной ментальности и иного мировоззрения. Описание героя основывалось на истории семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой, жены старшего брата писателя. На эту связь указывает и то, что в предварительных редакциях у героя два имени — Андрей и Карл, а в прижизненных редакциях в сцене первого появления персонажа его имя фигурирует как Андрей Карлович. Однако существует версия, что Штольц также является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя — его юношеских устремлений и практичности.

Выводы

История создания «Обломова» позволяет лучше понять идейный смысл романа, его глубокое внутреннее и особое значение для автора. «Вынашивая» идею произведения более десяти лет, Гончаров создал гениальное произведение, которое и сегодня заставляет задуматься об истинном смысле жизни, любви и стремлении к счастью.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть