Анализ «Обломова» Гончарова

Анализ «Обломова» Гончарова

История создания

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году он был напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения «Сон Обломова» была опубликована в 1849 году в «Литературном сборнике», став историческим элементом сюжетно-идеологической конструкции романа. «Обломов» — одно из произведений гончаровской трилогии романов, в которую входят также «Обыкновенная история» и «Утёс». В книге автор затрагивает многие острые для своего времени социальные вопросы: формирование нового русского общества и противопоставление исконно русской ментальности европейским принципам, а также «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческое счастье. Подробный разбор «Обломова.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализма, о чем свидетельствуют следующие особенности: центральный конфликт произведения, который развивается между главным героем и обществом, не разделяющим его образ жизни; реалистическое изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных персонажей того времени: чиновников, коммерсантов, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют друг с другом, и в процессе повествования четко прослеживается развитие (или деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет интерпретировать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающий проблему «обломовщины» в современности автора, ее губительного воздействия на горожан. Кроме того, произведение следует считать и философским, затрагивающим многие важные «вечные вопросы», и психологическим романом — Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины его поступков и его дальнейшую судьбу.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы неполным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и главы 1-4 второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включая события на квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу: «Обломовская жизнь». Мечтать». Эта часть работы представляет собой экспозицию книги.

главы 5-11 и третья часть представляют основное действие романа и описывают отношения между Обломовым и Ольгой. Кульминацией произведения является прощание с возлюбленной, что приводит к тому, что Илья Ильич снова впадает в прежнее состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязка книги — смерть Обломова в своеобразной «Обломовке», созданной им и Пшеницыной.
Роман делится на три условные части: 1) герой борется за призрачный идеал, далекую «Обломовку»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя его жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается к своему прежнему состоянию деградации, найдя «Обломовку» в Пшеницыной. Несмотря на то, что история любви Ольги и Обломова стала главной точкой сюжета, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, его постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Система персонажей

Центральное ядро ​​персонажей составляют два противоположных мужских и женских образа: Обломова и Штольца, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, больше интересующиеся бытом, теплом дома и богатым столом, Обломов и Пшеницын выступают носителями устаревших и архаичных идей русской буржуазии. Для обоих «раздробленность» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовного бездействия является главной задачей. Этому противостоит активность, деятельность, практичность Штольца и Ольги — они носители новых европейских идей и норм, обновленного русско-европейского менталитета.

Мужские персонажи

Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их как героев разных временных проекций. Итак, Илья Ильич — представитель прошедшего времени, для него не существует настоящего, не существует для него и недолговечной «Обломовки будущего». Обломов живет только прошлым, для него все самое лучшее было уже давно в детстве, то есть он сильно старался, не оценив полученного с годами опыта и знаний. Вот почему возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя: он как бы возвращался в глубокое и слабое детство, о котором мечтал долгие годы.

Для Штольца нет ни прошлого, ни настоящего, он устремлен только в будущее. В отличие от Обломова, осознающего цель и результат своей жизни — достижение далекой «рая» Обломовки, Андрей Иванович цели не видит, для него она становится средством достижения цели — постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с мастерски настроенным, автоматизированным механизмом, лишенным той внутренней одухотворенности, которую он находит в общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, а нужно создавать и строить что-то новое, в том числе и самого себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся заглянуть в будущее, то Штольц не успел остановиться, оглянуться назад и понять, куда и куда он шел. Может быть.

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что память о прошлом и уважение к своим корням так же важны, как и постоянное личностное развитие, обучение чему-то новому, постоянное движение. Только такая гармоничная личность, живущая настоящим временем, сочетающая в себе поэтичность и доброту русской ментальности с активностью и трудолюбием европейца, достойна, по мнению автора, стать основой нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

Если, изображая мужские персонажи, автору было важно понять их жизненное направление и смысл, то женские образы связаны, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Пшеницына кроткая, безвольная, спокойная и хозяйственная, воспринимает мужа как более важную и значимую личность, ее любовь граничит с преклонением и обожествлением мужа, что нормально в рамках древних и архаичных традиций жилищного строительства. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, такой же человек, как и она, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и старается изменить возлюбленного до последнего.

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем каким-то сказочным и недостижимым местом, к которому стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно решая там дела друга и пытаясь в конце пьесы унести последнее, что от того осталось. Старая Обломовка. — Захара. Однако если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и влечет больше на интуитивном и непонятном для героя уровне, связывая Штольца с традициями его предков, то для Ильи Ильича он становится центром всего его иллюзорного мироздания в котором существует человек. Обломов — символ всего старого, ветхого, уходящего, за что Обломов пытается удержаться, что ведет к деградации героя — он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, легендами, что делает ее частью древнего мифа народа-рая. Обломов, ассоциируя себя с героями сказок, рассказанных няней, как бы попадает в эту древнюю и существующую параллель с реальным миром. Однако герой не осознает, где кончаются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Обломовка, далекая и недостижимая, никогда не приближается к герою; ему только кажется, что он нашел ее в Пшеницыной, при этом медленно превращаясь в «растение», переставая мыслить и жить полной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Проблематика

Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, социальные и философские вопросы, многие из которых не теряют своей актуальности и по сей день. Центральной проблемой работы является проблема «обломовщины» как историко-социального явления в среде русских обывателей, не желающих принимать новые социальные устои и перемены. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится проблемой не только для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует сам, отодвигая собственные воспоминания, иллюзии и мечты от реального мира.
Особое значение для понимания русского национального менталитета имеет изображение в романе классических русских типов, как на примере главных героев (помещик, коммерсант, молодая невеста, жена), так и второстепенных (слуги, мошенники, чиновники, писатели, и др.), а также раскрытие русского национального характера в противовес европейскому менталитету на примере взаимодействия Обломова и Штольца.

Важное место в романе занимают вопросы о смысле жизни героя, его личном счастье, его месте в обществе и мире в целом. Обломов — типичный «лишний человек», для которого мир, борющийся за будущее, был недосягаем и далек, тогда как эфемерная, по существу существующая только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил настоящей и полной любви между героями; в каждом из случаев оно было основано на других преобладающих чувствах, на мечтах и ​​иллюзиях между Ольгой и Обломовым; о дружбе Ольги и Штольца; об уважении Обломова и обожании Агафьи.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему меняющегося общества в XIX веке через призму такого социального явления, как «обломовщина», выявляет ее деструктивное воздействие не только на новое общество, но и на личность каждого в отдельности, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не подводит читателя к единой мысли, кто был более прав — Штольц или Обломов, однако анализ произведения Гончарова «Обломов» показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии своего прошлого, извлечении из него духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Заключение

Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое и сегодня является нарицательным для обозначения апатичных людей, запутавшихся в иллюзиях и мечтах о прошлом, ленивых. В произведении автор затрагивает ряд социально-философских вопросов, важных и актуальных в любом возрасте, позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на собственную жизнь.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть