Характеристика Софьи в комедии «Недоросль»

Черты Софьи в комедии «Недоросль»

Произведение Фонвизина «Мальца» было написано в годы правления Екатерины II, когда темы общественных отношений, воспитания и образования молодежи были особенно актуальны. В произведении автор не только поднимает острые проблемы современного общества, но и иллюстрирует идеологическую концепцию яркими собирательными образами. Одним из таких комедийных персонажей является Софья. «Мальса» Фонвизина — это, прежде всего, классическая комедия, освещающая светоносные идеи гуманизма. В образе Софьи автор изобразил совершенный образец русской женщины эпохи Просвещения: образованной, интеллигентной, невысокого роста, доброй и скромной. Девушка уважает своих родителей, уважительно и с большим авторитетом относится к пожилым людям, открыта для получения истинных нравственных ориентиров.

У нас есть новая особенность Софии (Подлесок).

По сюжету пьесы Софью постигла непростая судьба. Еще в юном возрасте у девочки умер отец, а за полгода до описываемых в произведении событий – мать. Поскольку ее дядя Стародум находился на службе в Сибири, Софья волею судьбы попадает на попечение грубой, жестокой и глупой Простаковой. Помещик собирается выдать девушку без ее ведома за брата Скотинина. Однако известие о наследстве Софьи коренным образом меняет планы Простаковой: женщина решает сватать своего несовершеннолетнего сына Митрофана, чтобы получить его долю наследства. Кульминацией брачной истории становится похищение Софьи по приказу помещика, при этом проблема замужества девушки уже решена: Стародум одобрил выбор Софьи выйти замуж за честного и доброго Милона. Однако конец комедии для девушки счастливый – она остается с любимым.

Софья и Митрофан

В «Подлеске» центральными персонажами являются Софья и Митрофан. Помимо того, что оба являются самыми юными образами в спектакле, герои также выступают в спектакле как антиподы. Софья — сирота, которая должна сама о себе позаботиться, а Митрофан — избалованная неженка. Девушка стремится к знаниям, серьезно относится к своему будущему, развивается как личность со своим мнением, в то время как юноша безвольный, глупый, во всем послушный Простаков и ребячливый по характеру.

В произведении автор уделяет особое внимание вопросу воспитания каждого из персонажей, указывая на то, что хорошее и правильное воспитание является основой развития сильной и самостоятельной личности. Это становится ясным при анализе образов Софьи и Митрофана в рассказе. Девочка воспитывалась в просвещенной дворянской семье, где важнейшей ценностью были уважение и любовь к родителям, добрый нрав, честность, справедливость и милосердие к нуждающимся, что и легло в основу добродетельного характера Софьи. Митрофан же был воспитан деспотической, жестокой, лживой Простаковой и безвольным Простаковым, переняв все их отрицательные черты. В комедии София — символ чистоты, скромности, внутренней красоты и добродетели. Она из тех людей.

Софья и Простакова

Образ Софьи в «Недорослях» также противостоит второму главному женскому образу произведения — Простаковой. Девушка и помещица олицетворяют два диаметрально противоположных видения роли женщины в семье и в обществе. Простакова не любит и не уважает своего мужа, она может его ругать или даже бить; сама свадьба для нее была скорее шансом получить в свое владение большой дом. Для Софьи женитьба – важный и продуманный шаг, союз двух любящих и уважающих друг друга людей, полностью реализованных и родственных личностей. Девушка давно любит Милона, хранит ему верность, а молодой человек служит Родине, честен и открыт перед ним. В браке для Софьи важен не материальный достаток, а теплые отношения, благополучие и взаимопонимание.

Простакова выступает носителем давно устаревших «домостроевских» ценностей и основ, по нормам которых женщина не должна быть образованной, разбираться в высоких материях и говорить о серьезных вещах, а должна заниматься только домашними делами и детей, погруженных в повседневную домашнюю рутину. Образ Софьи является новаторским для русской литературы, так как воплощает в себе новые и просветительские взгляды на роль женщины в обществе. В творчестве она выступает носительницей истинной мудрости, доброты, честности, сердечности и человеческого тепла. Читатель знакомится не с крестьянкой или кухаркой, а с образованной девушкой, имеющей свои взгляды и мнения.

Как несколько веков назад, так и в наше время София остается образцом лучших человеческих качеств. Этот образ учит современных читателей прислушиваться к собственному сердцу, быть честным и добрым к другим, раскрывая более светлые стороны своей личности.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть