Характеристика Митрофана

Характеристики Митрофана

Митрофан Простаков — один из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Бурьян». Это яркий и колоритный персонаж, который актуален во все времена. Митрофан, будучи молодым человеком, еще, по сути, невоспитанный мальчишка: капризный, глупый, ленивый, грубый. Виной тому безмерная и слепая материнская любовь, опутавшая, словно липкой паутиной, главную героиню. Характеристика Митрофана необходима, чтобы наглядно показать, какие проблемы воспитания подрастающего поколения решаются в произведении и каковы их последствия.

Краткая характеристика

Прежде чем читать этот обзор, рекомендуем ознакомиться с самим творчеством Undergrowth.

Полное имя: Митрофан Терентьевич Простаков.

Возраст — 15 лет.

Род занятий: нет конкретного занятия.

Семья: мать, г-жа Простакова, отец, г-н Простаков.

Социальный статус — дворянин.

Происхождение — происходит из дворянского рода.

Воспитание — это удовлетворение всех прихотей и желаний юноши.

Образование: 4 года обучения у будущих учителей-самозванцев.

Внешний вид: полный, неопрятный, имеет неопрятный вид.

Характер: ленивый, жадный, грубый, грубый, безразличный к окружающим людям и собственной судьбе.

Положительные черты отсутствуют.

Отрицательные черты: эгоистичный, мелочный, детский, грубый и невежественный.

Работа — «Подлесок».

Автор Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами раскроет его образ, продемонстрирует не только внешность, но и черты характера, модели поведения и отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Митрофана Простакова основан на том, что он единственный и любимый сын

«О молитвах отцов наших, грешных, где нам просить? Господь дал нам Митрофанушку. Мы сделали все возможное, чтобы сделать его таким, каким вы хотите его видеть».

Источник: акт четвертый, появление 8

Митрофан — молодой дворянин, единственный наследник Простаковых.

«…благородный, маленький юноша…»

Источник: Акт третий, появление 5

Внешность

Митрофану исполняется 16 лет.

«Хоть ему и шестнадцать…»

Источник: Акт второй, Внешний вид 2

«..теперь, батюшка, около зимнего Николы будет шестнадцать…»

Источник: Акт третий, появление 5

Внешний вид Митрофана не вызывает восхищения. Это сытый и перекормленный юноша, он успел «подрасти» даже в новом, только что сшитом кафтане.

«Митрофанушка, батенька, я чай пью, тебя до смерти сдавливает».

Источник: Акт первый, внешний вид 1

«Ребенок, первый, подрастает, другой, ребенок без узкого кафтана нежного сложения».

Источник: Акт первый, Внешний вид 2

Черты характера и поступки

Митрофан большой любитель плотной еды.

— Еремеевна. Он уже, матушка, пять булочек съесть изволил.
Госпожа Простакова. Так тебе жалко шестого, скотина? Источник: Акт первый, сцена 4 «Скотинин. Да, конечно, брат, ты хорошо поужинал.
Митрофан. А я, чувак, почти не обедал.
Простаков. Я помню, друг, что ты соизволил съесть что-нибудь.
Митрофан. Что! Три куска солонины, да плита, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью время от времени он заказывал выпивку. Целая банка, достойная употребления кваса. Источник: Акт первый, внешний вид 4

Митрофан — неженка, находящаяся под большим влиянием деспотической госпожи Простаковой.

«Ну, Митрофанушка! Я вижу, что ты сын матери, а не отца».

Источник: Акт первый, внешний вид 4

«Хватай меня, мой друг сердца! Вот, сынок, мое единственное утешение».

Источник: Акт первый, внешний вид 4

«А я сын матери».

Источник: Акт третий, появление 5

Избалованный Митрофан с пренебрежением относится к своим родителям и называет их «мусором».

— Митрофан. И вот я хожу как сумасшедший. Всю ночь эта дрянь лезла в глаза.
Госпожа Простакова. Что за фигня, Митрофанушка?
Митрофан. Да, то ты, то мать, то отец. Источник: Акт первый, внешний вид 4

Митрофан по примеру матери вырастает жестоким и безжалостным человеком. Во сне он видит, как его мать бьет отца. Однако Митрофану жалко не беспомощного отца, а мать, которая устала его бить.

«Только начинаю засыпать, вижу, что ты, матушка, изволишь ударить батюшку… Так мне стало жалко… Ты, матушка: ты так устала, бьешь батюшку…»

Источник: Акт первый, внешний вид 4

Митрофан растет подлым, подлым человеком. Если у него что-то не получается, он тут же подшучивает над матерью.

«…Я еще раз пожалуюсь маме, чтобы она соизволила дать тебе задание, как вчера…»

Источник: Акт второй, внешний вид 4

Митрофан, как и его дядя Скотинин, очень любит свиней.

«Странно, брат, как родственники могут походить на родственников! Наш Митрофанушка на дядю, а стал ловчим поросенком, как ты. Так как он был еще три года, случилось так, что, увидев свинью, он затрепетал от радости».

Источник: Акт первый, появление 5

Митрофан, по сути необразованный, учиться уже не хочет. С гораздо большим удовольствием он женился бы.

«Скотинина. Вы замуж хотите?
Митрофан (расслабляясь). Давно, мужик, охота…» Источник: Акт 2, явление 4 «Митрофан. Хорошо! Тогда что?
Госпожа Простакова. А потом ты женишься.
Митрофан. Слушай, мама, я тебя развлеку. Я выучу; только то, что это в последний раз и что сегодня должно быть соглашение. Источник: Акт третий, появление 7

«Час моей воли пришел. Я не хочу учиться, я хочу жениться»

Источник: Акт третий, появление 7

Митрофан во всем перенимает поведение своей матери, недалёкой и сварливой женщины. Следуя его примеру, он постоянно оскорбляет своих учителей.

«Ваше дворянство всегда лениво лает, пожалуйста».

Источник: Акт третий, появление 7

Митрофан не считает себя ни умным, ни способным, но это его не смущает. Вам комфортно быть недалеким человеком и вы ищете компанию себе подобных.

«Сама, мама, я не любитель умных девочек. Твой брат всегда лучше».

Источник: Акт третий, появление 8

Митрофан показан как черствый и неблагодарный человек, который безжалостно давит на мать, когда она теряет власть.

«Госпожа Простакова (бежит обнять сына). Ты только остался со мной, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Митрофан. Да избавься, матушка, как надо…
Госпожа Простакова. И ты! А ты оставь меня! К! Неблагодарный!» Источник: Акт пятый, последнее появление

Митрофан — человек равнодушный ко всему. Его не интересует, как он будет жить, что делать. Он принимает первое предложение, поступившее к нему от Правдина.

«Правдин (к Митрофану). С тобой, мой друг, я знаю, что делать пошел служить…
Митрофан (машет рукой). По-моему, там, где рассказывают… «Источник: Акт пятый, последний урод

Воспитание

митрофан, 15 лет, уже четыре года занимается дома с навещающими сестрами. Госпожа Простакова уверена, что воспитывает сына в лучших традициях.

«Я учусь уже четыре года. Ничего, грех сказать, что мы не пытались Митрофанушку воспитывать. Мы платим деньги трем учителям. За грамотой к нему обращается диакон Покровский Кутейкин. Учит его арифметике отец, отставной сержант Цыфиркин… Учит его французскому языку и всем наукам немец Адам Адамыч Вральман. Это триста рублей в год».

Источник: Акт первый, появление 6

«Мы не жалеем последних крох, лишь бы сына всему научить!»

Источник: Акт третий, появление 5

«В Москве приняли иностранца на пять лет, а чтобы другие не привлекали, в полиции огласили контракт. Он согласился учить тому, что мы хотим, и учить нас тому, чему он сам умеет учить. Мы выполняем весь свой родительский долг, принимаем немца и платим ему треть денег вперед».

Источник: Акт третий, появление 5

Госпожа Простакова, жалея сына, совершенно его не беспокоит. Она считает, что чрезмерное усердие в учебе может навредить любимому сыну. Мать уверена, что Митрофан умный и интеллигентный мальчик, которому нужно создать семью.

«Не век тебе, мой друг, не век тебе учиться. Слава Богу, вы уже так много понимаете, что сами забьете детей».

Источник: Акт второй, появление 6

«Я очень рад, что Митрофанушка не любит делать шаг вперед. С умом он улетает, и не дай Бог!»

Источник: Акт третий, появление 7

«Митрофанушка, друг мой, если так опасно для твоей головушки учиться, то остановись для меня».

Источник: Акт третий, появление 8

Госпожа Простакова, присутствуя на занятиях сына, не дает ему решать простейшие арифметические примеры. Она считает их глупыми и сама учит сына «житейской» мудрости.

«Вы лжете, мой дорогой друг. Вы нашли деньги, не делитесь ими ни с кем. Бери все себе, Митрофанушка. Не изучайте эту глупую науку».

Источник: Акт третий, появление 7

«Наука не такая. Только ты мучаешься, и всё, я вижу, пусто. Без денег что считать? Деньги есть, будем считать хорошо и без Пафнутича».

Источник: Акт третий, появление 7

Мать очень хочет, чтобы Митрофан, по примеру большинства дворян XVIII века, имел возможность получать чины и звания не на службе, а во время длительного отпуска.

«..пока Митрофанушка еще в кустах, потейте и балуйте его, а там, через десяток лет, когда он поступит, не дай бог, на службу, он все вытерпит. Как ты пишешь счастье для кого-то, брат. Из нашей же семьи Простаковых, смотри, лежа на боку, летят в свои ряды».

Источник: Акт первый, появление 6

В 16 лет Митрофан достиг высшей ступени своего развития. За 4 года обучения он не смог сдать ни одного предмета.

София. Вы не можете представить всех. Хотя ему шестнадцать лет, он уже достиг последней степени своего совершенства и далеко не пойдет.
Правдин. Как далеко вы не пойдете, мэм? Закончить учебные часы; а там, надо думать, и гусли возьмут. Источник: Акт второй, Внешний вид 2

Сам Митрофан — очень ленивый юноша, не желающий ничему учиться.

— Еремеевна. Да, подучитесь.
Митрофан. Ну, скажи еще слово, старый ублюдок! Я вытащу тебя! Я еще пожалуюсь маме, чтобы она соизволила дать тебе задание на манер вчерашнего. Источник: Акт второй, внешний вид 4

Учителя Митрофана честно признаются, что их нерадивый ученик ни на что не годен.

«..у нас с мальчиком третий год за ломаные бьются, но что-то не то; Ибо верно, человек не приходит к человеку…»

Источник: Акт второй, появление 5

«…в десять лет нельзя вбить в другой пень то, что другой ловит на лету…»

Источник: Акт II, картина 5 «Цыфиркин… Бог дал мне ученика, боярского сына. Три года с ним воюю: три не умею считать.
Кутейкин. Итак, у нас есть поворот. Я мучаю свой желудок уже четыре года. Посиди час, кроме спинки, новой строчки не разглядишь; да и спины ропщут, прости господи, без склада на складах, без наживы на слухах. Источник: Акт третий, появление 6

Уровень образования Митрофана настолько низок, что он даже не знает о существовании такой науки, как география.

— Правдин. Разве вы оба не учились у нее географии?
Госпожа Простакова (сын). Ты слышишь, мой дорогой друг? Что это за наука?
Митрофан (вполголоса к матери) и сколько я знаю. Источник: акт четвертый, появление 8

Характеристика Митрофана другими героями

Мать (г-жа Простакова)

Единственный сын Митрофан для госпожи Простаковой – надежда и утешение. Она находит в нем утешение.

«Хватай меня, мой друг сердца! Вот, сынок, мое единственное утешение».

Источник: Акт первый, внешний вид 4

«Моя единственная забота, моя единственная радость — Митрофанушка. Мой век проходит. Я готовлю его для людей».

Источник: Акт второй, появление 5

Госпожа Простакова искренне считает, что Митрофан получает достойное образование. При этом их преподаватели — случайные люди, ничего не понимающие в предметах.

«Я учусь уже четыре года. Ничего, грех сказать, что мы не пытались Митрофанушку воспитывать. Мы платим деньги трем учителям. За грамотой к нему обращается диакон Покровский Кутейкин. Учит его арифметике отец, отставной сержант Цыфиркин… Учит его французскому языку и всем наукам немец Адам Адамыч Вральман. Это триста рублей в год».

Источник: Акт первый, появление 6

Госпожа Простакова мечтает как можно выгоднее приютить у себя сына Митрофана. Узнав, что Софья станет наследницей дядиного состояния, он намеревается выдать ее замуж за Митрофана.

«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, моя душа! Я восхищен! Теперь тебе нужен парень. Я, я не хочу лучшей подруги и Митрофанушки».

Источник: Акт первый, появление 7

Госпожа Простакова считает сына умным и красивым мальчиком, достойным ухажером.

«Невеста кого-либо…»

Источник: Акт третий, появление 5

«Нехорошо хвалить своего сына, и где не будет несчастна та, которую Бог приведет ему в жены».

Источник: Акт третий, появление 5

Несмотря на то, что Митрофан уже взрослый мужчина, госпожа Простакова часто называет его мальчиком и обращается с ним как с бестолковым ребенком.

«Боже, на самом деле, бойфренд. Следите за ним, однако, чтобы он не рассердил гостя прытью без намерения что-либо сделать».

Источник: Акт третий, появление 8

Для госпожи Простаковой грубый, ленивый и недалёкий Митрофан — настоящий подарок судьбы.

«О молитвах отцов наших, грешных, где нам просить? Господь дал нам Митрофанушку. Мы сделали все возможное, чтобы сделать его таким, каким вы хотите его видеть».

Источник: акт четвертый, появление 8

В результате, когда Митрофан жестоко толкает мать, она называет его неблагодарным.

«А ты! И ты оставляешь меня! А! неблагодарный!»

Источник: пятый акт, последнее появление

«Я совсем умер!.. У меня нет сына!»

Источник: пятый акт, последнее появление

Подробное описание Простакова.

Отец (г-н Простаков)

Господин Простаков любит своего сына Митрофана всем сердцем и видит в нем только хорошее, совершенно не замечая недостатков.

«По крайней мере, я люблю его, как подобает отцу, он умный мальчик, он разумный мальчик, весельчак, затейник; иногда я вне себя от него, от радости я действительно не думаю, что он мой сын, Скотинин».

Источник: Акт первый, внешний вид 4

Отец отмечает сходство Митрофана с его дядей Скотининым, одинаково неравнодушным к свиньям.

«Странно, брат, как родственники могут походить на родственников! Наш Митрофанушка на дядю, а стал ловчим поросенком, как ты. Так как он был еще три года, случилось так, что, увидев свинью, он затрепетал от радости».

Источник: Акт первый, появление 5

Дядя (Скотинин)

Скотинин видит, что Митрофан находится под сильным влиянием матери.

«Ну, Митрофанушка! Я вижу, что ты сын матери, а не отца».

Источник: Акт первый, внешний вид 4

Подробное описание Скотинина.

Учителя

Учителя Митрофана считают своего ученика крайне глупым, ленивым и недалеким.

«..у нас с мальчиком третий год за ломаные бьются, но что-то не то; Ибо верно, человек не приходит к человеку…»

Источник: Акт второй, появление 5

«…в десять лет нельзя вбить в другой пень то, что другой ловит на лету…»

Источник: Акт II, картина 5 «Цыфиркин… Бог дал мне ученика, боярского сына. Три года с ним воюю: три не умею считать.
Кутейкин. Итак, у нас есть поворот. Я мучаю свой желудок уже четыре года. Посиди час, кроме спинки, новой строчки не разглядишь; да и спины ропщут, прости господи, без склада на складах, без наживы на слухах. Источник: Акт третий, появление 6

Цыфиркин, будучи честным человеком, вознаграждения за свой труд не получает, так как ничему не мог научить Митрофана.

«Я ничего не возьму. Ничего не взяли».

Источник: акт пятый, появление 6

Стародум

При первой встрече Стародум понимает, какого человека воспитали его родители-митрофаны: недалекий, с маленькой душой.

«Этот ловит целование руки. Видно, что в нем готовят большую душу…»

Источник: Акт третий, появление 5

Стародум, узнав, что настоящих учителей у Митрофана не было, пренебрежительно относится к его уровню знаний.

«Я узнал, кто его учителя. Я заранее вижу, какая у него должна быть грамотность при учебе у Кутейкина и какая математика при учебе у Цыфиркина».

Источник: Четвертый акт, явление 8 «Стародум. Так вот почему у вас есть слово дурак в качестве прилагательного, потому что оно относится к глупому человеку?
Митрофан. И мы это знаем.» Источник: Акт четвертый, Внешний вид 8

Мудрый Стародум понимает, что причина скверного характера Митрофана кроется в его воспитании, состоявшем во вседозволенности.

«Вот плоды, достойные злобы!»

Источник: пятый акт, последнее появление

Подробное описание Стародум.

Правдин

Правдин презирает глупого и невежественного Митрофана, жестокого к его матери.

«Правдин (к Митрофану). Негодяй! Стоит ли грубить матери? Ее безумная любовь к вам принесла ей самый большой позор.
Митрофан. Да вроде неизвестно…
Правдин. Грубый!» Источник: Акт пятый, Последнее появление

Подробное описание Правдина.

Софья

Софья скептически относится к умственным способностям Митрофана, который не в состоянии развиваться сам.

«Хоть ему и шестнадцать лет, но он уже достиг последней степени своего совершенства и далеко не уйдет».

Источник: Акт второй, Внешний вид 2

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный разбор персонажа. Возможно, мы упустили какую-то интересную или важную часть этой головоломки. Мы будем рады услышать ваши предложения.

Мы опубликуем все подходящие рекомендации и вы получите промокод на бесплатный диплом.

Давайте вместе составим максимально подробное описание Митрофана!

Биография

Митрофан Терентьевич Простаков — единственный любимый сын дворянина и помещика господина Простакова и его жены госпожи Простаковой.

Судя по всему, Митрофан — покойный сын Простаковых, и сам факт его рождения они восприняли как подарок судьбы. До 11 лет мальчик ведет исключительно свободную жизнь, занимаясь всем, что придет в голову. Ему прощают все шутки и капризы, его никто не воспитывает, он не объясняет, что хорошо, а что плохо.

Впрочем, даже с началом занятий у сомнительных учителей (учитель арифметики — военный в отставке, учитель грамоты — священнослужитель, а учитель французского и светских обычаев — бывший кучер) Митрофан не меняет привычного образа жизни. . Этому способствует его мать, которая видит в воспитании лишь необходимую дань времени.

За 4 года такого обучения Митрофан не продвинулся в своих знаниях ни на шаг, а его развитие ничем не отличается от уровня ребенка. Однако этот факт не мешает молодому человеку мечтать о женитьбе.

Несостоявшаяся сваха злит Митрофана, который выказывает свое недовольство матерью и уходит работать к Правдину.

Образ Митрофана

Автор представляет Митрофана Простакова исключительно отрицательным персонажем, воплощающим в себе множество отрицательных качеств. Искалеченный чрезмерной любовью деспотической матери, Митрофан вырастает ребячливым человеком, безответственным, ленивым, равнодушным ко всему окружающему.

Единственная страсть юного героя – вкусная еда, которую он готов поглощать в неограниченном количестве. Учеба, знания, просвещение не входят в круг интересов молодого человека, готового вступить в полноценную взрослую жизнь и создать семью. Впрочем, это очередная прихоть избалованного бомжа, не знающего, чем себя занять.

Авторитетом Митрофанушки является ее мать, принципы жизни и модель поведения которой она слепо копирует. Из ребенка вырастает настоящий деспот: грубый, ограниченный, ленивый, жадный, бесчувственный, никого не любящий и не уважающий. Семена, посеянные госпожой Простаковой, приносят плоды, и в результате Митрофан проявляет жестокость даже к матери, слепо любящей его.

5 фактов о Митрофане

  • В комедии «Мальца» Фонвизин дал героям имена и фамилии, которые говорили. Так что имя Митрофан выбрано не случайно: в переводе с греческого оно означает «яви свою мать», то есть похожее на свою мать.
  • В XVIII веке дворянскими сыновьями называли несовершеннолетних, не достигших возраста, указанного Педро I для поступления на службу. Однако благодаря работе Фонвизина так стали называть себя все недалекие, грубые и невоспитанные молодые люди, а имя Митрофанушка стало нарицательным.
  • По официальной версии, прототипом Митрофана Простакова стал молодой Алексей Оленин, будущий государственный деятель и историк. Его поведение было далеко от идеального, но впоследствии он смог встать на путь исправления собственных слабостей и пороков.
  • Фраза Митрофанушки «Учиться не хочу, а жениться хочу» стала поистине крылатой.
  • Фонвизину удалось мастерски разоблачить пороки персонажа с помощью едкой сатиры. «Единственный памятник народной сатиры», — назвал произведение «Русский Мольер» А. С. Пушкин.

Вывод

Комедия Д. И. «Мальца» Фонвизина — остросоциальная сатирическая пьеса, которая благодаря поднятым темам не теряет своей популярности и по сей день. Важную роль в этом сыграл яркий и оригинальный образ главного героя. Характеристика Митрофанушки, несмотря на большую сатиру, является отражением серьезной проблемы: моральной деградации общества, отвергающего развитие и образование.

Отношение к Митрофану раскрывается по мере развития сюжета. И если поначалу это вызывает лишь насмешку и презрение, то в дальнейшем роль героя углубляется, и вся его уродливая и пугающая сущность оказывается на поверхности. Анализ личности Митрофана Простакова будет особенно полезен при подготовке к уроку литературы в 8 классе, а также при написании реферата.

Собранный материал, в том числе цитаты из текста, позволит вам самостоятельно охарактеризовать героя по плану, поможет ему составить развернутое письменное произведение или написать сочинение на заданную тему.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть