Анализ произведения «Недоросль»

Анализ произведения «Недоросль»

Комедия Фонвизина «Сорняк» — шедевр русской литературы 18 века. Произведение ушло в глубины классической литературы, решив ряд «вечных проблем» и привлекая современного читателя красотой возвышенного стиля. Название произведения связано с указом Педро I, в котором правитель объявил, что молодым дворянам, «низкорослым» без образования, запрещается жениться и поступать на службу.

Идея комедии возникла у писателя еще в 1778 году. А в 1782 году она уже была написана и представлена ​​публике. Анализ «Малезы» Фонвизина был бы неполным без краткого освещения времени создания произведения. Автор написал ее в царствование Екатерины II. Этот этап в развитии России связан с господством передовых идей просвещенной монархии того времени, заимствованных у французских иллюстраторов. Его распространению и популяризации среди образованного дворянства и буржуазии во многом способствовала сама императрица, которая переписывалась с Вольтером, Дидро, Даламбером, открывала школы и библиотеки, всячески поддерживала развитие культуры и искусства в России. Фонвизин, как представитель своего времени, несомненно, разделял идеи, господствовавшие в дворянском обществе. Он пытался отразить их в своем творчестве.

Анализ комедии «Мальца» требует рассмотрения пьесы как части той литературной традиции и культурной эпохи, в которую она была написана. Работа является одним из лучших образцов классицизма. В «Подлеске» есть единица действия (нет подысторий, только борьба за руку и имущество Софьи), место (персонажи не перемещаются на дальние расстояния, события происходят в доме Простаковых или недалеко от дома), и времени (все мероприятия занимают не более одного дня). Кроме того, Фонвизин использовал традиционные «говорящие» фамилии из классического произведения и четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. Положительным персонажам — Правдину, Милону, Стародуму, Софье противопоставляются отрицательные — Простаков, Скотинин, Митрофан. В то же время.

На момент своего создания комедия «Недоросль» стала важным этапом в развитии русской литературы, в частности, русской драматургии. Фонвизин создает новый жанр общественно-политической комедии, гармонично сочетающий в себе ряд реалистических сцен из жизни простых представителей дворянства, изображенных с иронией, сарказмом, с воспитательными проповедями о добродетели, нравственности, необходимости воспитания лучших качеств человека в себе. При этом инструктивные монологи не перегружают восприятие произведения, а дополняют произведение, углубляя его.

Комедия «Недоросль» разделена на 5 действий. В первой читатель знакомится с Простаковыми, Софьей, Правдиным, Скотининым, Митрофаном. Сразу вырисовываются характеры персонажей, читателю становится ясно, что Простаковы и Скотинины — отрицательные персонажи, а Правдин и Софья — положительные. Первое действие включает изложение и аргументацию произведения. Экспозиция: читатель знакомится с персонажами, узнает, что Софья живет на попечении Простаковых и выходит замуж за Скотинина. Сюжет пьесы – чтение письма Стародумы: Софья теперь богатая наследница, и дядя день за днем ​​возвращается, чтобы забрать ее.

Второй, третий и четвертый акты являются развитием фактов произведения. Читатель знакомится с Милоном и Стародумом. Скотинин и Простакова стараются угодить Стародуму, но их фальшь, лесть, излишняя жадность и грубость только отталкивают, они кажутся смешными и глупыми. Самая смешная сцена в пьесе — допрос Митрофана, чтобы показать Стародуму, как много он знает; обнаруживается не только глупость юноши, но и его матери.

Пятый акт является кульминацией и развязкой действия. Исследователи расходятся во мнениях относительно того, какой момент в пьесе является кульминацией пьесы. Итак, наиболее распространенных версий три: первая — похищение Софьи Простаковой; второе — чтение Правдиным письма о том, что имение Простаковой полностью передается под ее опеку; третья — ярость Простаковой, когда она осознает свою беспомощность и хочет «вылечиться» от прислуги. Каждая из версий действительна, так как рассматривается с разных точек чтения произведения. Первое, с точки зрения истории замужества Софьи, второе, с общественно-политической, как момента торжества справедливости в этом государстве, третье, с исторической, Простакова олицетворяет в это время измученные, ушедшие в прошлое, но еще «не верящие в свое поражение» идеалы и принципы древнего дворянства, основанные на невежестве, невежестве, низких нравственных нормах. Развязка спектакля: все бросают Простакова, у которого ничего не осталось. Стародум, указывая на него, говорит: «Вот плоды, достойные нечестия!».

что же касается главных героев произведения, то, как уже было сказано выше, они четко делятся на положительных и отрицательных. Отрицательно — Простаков, Скотинин, Митрофан. Простакова — властная, грубая, необразованная женщина, везде ищущая наживы, умеющая ради наживы льстить, безумно влюбленная в сына. Простаков предстает как «тень» жены, безвольный персонаж, слово которого мало что значит. Скотинин — брат Простаковой, такой же глупый и необразованный, довольно жестокий, жадный до денег, как и его сестра, для него нет ничего лучше прогулки в свинарник. Митрофан — сын своей матери, избалованный 16-летний мальчишка, унаследовавший от дяди любовь к свиньям. В целом тема наследства и родственных связей занимает важное место в произведении. Потом, Простакова замужем только за Простаковым (действительно «простым» человеком, мало любящим), на самом деле она Скотинина, под стать брату. Митрофан же впитал в себя качества обоих родителей: глупость и «животные» качества Скотининых («не хочу учиться, хочу жениться», приоритеты — есть, а не читать книгу), и отсутствие воли у отца (сначала за него решала мать, а потом Правдин решил).

Подобные родственные связи прослеживаются между Стародумом и Софьей. Оба образованны, добродетельны, честны. Девушка внимательно слушает дядю, «впитывая» его науки, уважает его. Положительные и отрицательные персонажи создают двойные пары противоположностей. «Дети»: Глупый и избалованный Митрофан и умная и кроткая Софья. «Родители» — оба любят детей, но по-разному подходят к воспитанию: Стародуб ведет разговоры на темы морали, чести, правды, а Простакова балует Митрофана и утверждает, что образование ему не пригодится. «Бойфренды» — любят, видят в Софье своего идеала и друга Милона и считают деньги, которые Скотинин получит после женитьбы (при этом девушка его не интересует как личность, он даже не планирует обустраивать ее комфортным Корпус). Правдин и Простаков.

Анализируя «Мальцу» Фонвизина, читатель понимает, что в каждой из этих пар персонажей поднимается и отдельная проблема, раскрываемая в произведении: проблема воспитания (дополненная на примере учителей-недоучек вроде Кутейкина и самозванцы вроде Вральмана), проблема родителей и детей, воспитания, проблема семейной жизни, отношения мужа и жены, острая социальная проблема отношения дворян к своим слугам. Каждая из этих проблем рассматривается сквозь призму просветленных идей. Фонвизин, акцентируя внимание через комические приемы на недостатках времени, подчеркивает необходимость изменения традиционных, устаревших и во многом неактуальных устоев, затягивающих людей в болото «злобы», глупости.
Как показал анализ пьесы «Сорняки», центральной темой и идеей пьесы является необходимость воспитания русского дворянства в соответствии с идеями Просвещения, основы которых актуальны и сегодня.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть