Анализ «Недоросль» Фонвизин

Анализ «Недорослей» Фонвизина

Бессмертная комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была и остается одним из актуальнейших произведений русской классики. В произведении отражена широта взглядов писателя, его глубокая убежденность в пользе образования и просвещения. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором комедии по плану. Этот материал можно использовать для работы на уроке литературы в 8 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот обзор, рекомендуем ознакомиться с самим творчеством Undergrowth.

Год написания — 1782

История создания: Идея комедии пришла писателю после возвращения из Франции, где он изучал право и философию, а также познакомился с театральными постановками комедий. Работа заняла около трех лет, работа была завершена в 1782 году.

Тема: Основной темой «Недорослей» является необходимость просвещения и воспитания молодых дворян, воспитания подрастающего поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.

Композиция — Комедия построена по всем законам жанра, в ней соблюдены три компонента, необходимые для комедии классицизма: единство действия, места и времени. Он состоит из пяти действий.

Жанр — Комедия, яркое и живое повествование с юмористическим сюжетом.

Направление: произведение является ярким образцом главного литературного течения того времени — классицизма.

История создания

Анализ комедии «Мальца» поможет нам лучше понять пьесу, ее основную идею, проблемы и конфликт.

Давайте сначала разберемся со значением имени. В 18 веке под словом «скраб» подразумевали молодого дворянина, не имевшего документа об образовании. Невинных не брали на службу и не пускали в брак.

Фонвизин жил во Франции более года, углубляя свои просветительские идеи. Он был занят всеми сферами общественной жизни страны, изучал философию, юриспруденцию. Писатель много внимания уделял театральным постановкам, особенно комедиям.

Когда писатель вернулся в Россию, ему пришла в голову идея пьесы «Сорняки», он дал своим героям, назвав их фамилиями и именами, чтобы зритель мог вникнуть в идею произведения, благодаря чему он понял, в чем смысл комедии. Работа над пьесой заняла у драматурга около трех лет, длилась с 1778 по 1782 год.

Тема

Изначально основной темой комедии было воспитание и образование подрастающего поколения. Позднее в спектакль «Мальца» были включены общественно-политические темы, связанные с указом Петра Великого о запрещении употребления травки и невозможности жениться на необразованных дворянах.

Семья Простаковых, в которой подрастает сын Митрофанушка, гордится своим благородным знатным родом. Но они не принимают ничего нового и прогрессивного. Так как крепостное право еще не отменено и есть кто на них работает, Простаковы не видят смысла в образовании. Превыше всего для них материальное благополучие, которого они хотят добиться для своего сына.
Его главная цель – сохранить власть и приумножить богатство.

Семья – это микрокосмос, в котором растет и воспитывается человек. Митрофанушка впитывает деспотичное поведение и образ жизни матери. Он видит, кто в семье главный, и умело подстраивается под пожелания матери. В финале, когда Простакову отбирают от власти, он увольняет ее, вызывая у нее досаду и упрек.

Выявляя проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, мы приходим к выводу, что все зависит от воспитания. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим его людям, его порядочность и честность. Комедия учит тому, что самое главное – это воспитание, культура, которые потом выразятся в уважении к другим, проявят рассудительность, неподкупность человека.

Композиция

Мастерское построение пьесы позволяет с самого начала познакомиться с главными героями и их жизненной ситуацией. В конце первого акта начинается сюжет. В комедии есть интрига: богатое приданое Софьи, о котором узнают из письма Стародумы. Вспыхивает борьба претендентов на его руку. Особенности композиции подчеркивают основную мысль произведения.

В следующих двух актах события развиваются стремительно, появляются новые герои. Кульминация приходится на четвертый акт, в котором Простакова решает похитить Софью и силой выйти замуж за Митрофана.

В пятом действии комедия достигает развязки. Становится известно о неудавшемся похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в дурных намерениях и грозит им наказанием.

Приходит документ об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон уходят, а Митрофанушка вынужден присоединиться к солдатам. Злые герои наказываются, а добродетельные награждаются.

Используя в своей комедии такой художественный прием, как проговаривание фамилий и имен, автор дает нравственную оценку героям, не вызывающую сомнений в их справедливости. Это общая характеристика комедии.

Главные герои

О героях труда — главных героях «Недорослей» мы написали отдельную статью, а для главных подготовили отдельные страницы:

  • Характеристики Митрофана
  • Характеристики Стародум
  • Характеристика Простаковой
  • Особенности Софии
  • Особенности Милона
  • Особенности Правдина
  • Характеристики скотинина

Жанр

Это классическая классическая комедия. События происходят в течение дня в одном месте. Комическая направленность произведения отражена в острой сатире, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе есть забавные эпизоды (во время уроков видна глупость и невежество Митрофана и его матери), есть и грустные эпизоды (помещик ведет себя высокомерно и высмеивает своих крепостных).

Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное воспитание помогут человеку стать высоконравственным человеком, стать достойным гражданином родного края. Очень важную роль в этом должен сыграть институт семьи, где закладываются основы индивидуального поведения.

Критики с восторгом приняли комедию «Недоросль», назвав ее вершиной русской драматургии 18 века. Все критики писали, что Фонвизин наиболее точно изобразил типичные образы современного ему дворянского общества. Они кажутся карикатурными и гротескными, а на самом деле просто взяты из жизни, списаны с натуры. Да и в современном мире комедия по-прежнему актуальна: сейчас в обществе также огромное количество «митрофанов», для которых смысл жизни заключается в материальных благах, а образование не ценится.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть