Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
Анализ стихотворения Пушкина «Узник
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время пребывания в ссылке. Это произведение является символом свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла, воплощения темы свободы. Краткий анализ «Узника» можно использовать в качестве подготовки к уроку литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение El Prisionero.
История создания — поэма написана в 1822 году во время ссылки в Кишиневе.
Тема в том, что свободолюбивый герой вынужден оказаться взаперти, но всеми силами стремится добиться желанной свободы, и ни стены, ни решетки не могут его лишить.
Композиция: стихотворение состоит из трех строф в форме четверостишия (катрена), условно можно выделить три части.
Жанр — лирическая поэма, относится к романтическому направлению
Поэтический размер – четырехфутовый амфибрак. Используются точная мужская рифма и метод парной рифмы (AABB).
Эпитеты: «сыро в темнице», «..молодой орел».
Метафоры: «за тучей гора белеет», «края моря синеют», «только ветер гуляет.. да я!…».
Олицетворение — «…молодой орел.. зовет меня взглядом.. и хочет сказать…», «…мы гуляем только по ветру.. да я!…».
История создания
Стихотворение «Узник» А. С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время волею судьбы он оказывается в Кишиневе. Изменения, связанные с изгнанием, оказали сильное влияние на поэта. История создания поэмы связана с тем, что в то время жизнь в Бессарабии сильно отличалась от яркой и интересной среды Москвы и Петербурга, в которых успел побывать юный Пушкин. Здесь он знакомится с жизнью донских казаков, встречается с декабристами и перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – все это воплотилось в «Узнике», ставшем символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им он посвятил эти строки.
Тема
Тема стихотворения – борьба за свободу. Незадачливый узник сидит «за решеткой в сыром подземелье» и наблюдает за орлом, который, как и он, превыше всего ценит силу воли.
Основная идея «Узника» в том, что никто и ничто не может ограничить человека, если он хочет освободиться и бороться за свободу. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, строгую цензуру и постоянные попытки властей задушить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что время пришло и его уже нельзя запирать, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; Пора, брат, пора!».
Композиция
Стихотворение состоит из трех четверостиший, которые состоят из трех частей. Первый — мрачный образ: тюрьма, решётка, незадачливый арестант и гордая птица, клюющая свою еду. Во втором тоска рассеивается, орел зовет лирического героя к бегству, к освобождению. А третья часть — отражение полной уверенности в том, что из ненавистной тюрьмы можно выбраться, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Жанр
Жанр стихотворения – лирика. В нем отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя.
Эта работа относится к направлению романтизма, об этом говорит драйв, отказ от рамок и ограничений. По мере чтения строк рисуется характерный для романтизма образ: «белеет гора за тучей», «края моря синеют», ветер гуляет.
Стих состоит из трех четверостиший. Размер амфибрако (трехсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная мужская рифма (с ударением на последний слог: сырой, молодой, крыло, окно). Метод рифмовки парный ААВВ.
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», чудесным образом создают образы арестанта и свободолюбивого орла. Читателю предстает образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своем произведении. Давайте посмотрим, какие инструменты вы использовали.
Стихотворение построено на антитезе: сырому подземелью противопоставляется пространство («сырое подземелье» — «белеет гора за тучей», «края моря синеют», «только ветер гуляет… Я!…»).
Используются также пути: олицетворения: «…молодой орел…зовет меня взглядом…и значит…», «…мы идем только по ветру…я!… «, эпитеты — «в сырой темнице», «..молодой орел», метафоры — «за тучей гора белеет», «края моря синеют», «только ветер гуляет.. да Я!…».
Кроме того, особый эффект достигается за счет употребления глаголов в настоящем времени: сижу, клюю, стреляю, смотрю, зову, хочу, хожу и др. благодаря этому создается динамика и ритмы. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый и резкий порыв души поэта.