Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

Анализ стихотворения «Выхожу один на дорогу» Лермонтова

«Я выхожу в дорогу один» — одно из последних стихотворений Лермонтова, который, как бы предчувствуя свою смерть, выразил все, что было в его душе. Предложенный краткий анализ «Выхожу один на дорогу» по плану поможет понять всю глубину и смысл этого произведения. Его можно использовать на уроке литературы в 6 классе как основной материал.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение Salgo solo al camino.

История создания: стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 г., опубликовано посмертно, в 1843 г. (журнал «Отечественные записки”).

Тема стихотворения: это произведение относится к философской лирике, оно об одиночестве, которое тяготит поэта, ведь ему не с кем поделиться своими самыми сокровенными мыслями и чувствами.

Композиция прямая, мысль развивается последовательно от первой строфы к пятой.

Жанр — лирическая поэзия.

Поэтический размер — пятифутовый troquee.

Эпитеты: «кремниевая дорога», «холодный сон», «тихий голос“.

Инвестиции — «голубые“.

Олицетворение: «пустыня слушает Бога», «звезда говорит со звездой“.

Оксюморон — «светлая печаль”.

История создания

Стихотворение Лермонтова «Иду один на дорогу» написано поздней весной — началом лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погиб на дуэли, как и его кумир Пушкин. В нем, как и в других произведениях позднего периода, отчетливо прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренним поиском поэта, который хотел обрести настоящую свободу. При этом он подчеркивает, что не хотел бы заснуть «холодным сном могилы»: Лермонтов как будто предчувствовал, что его ждет такая печальная участь.

Как и многие из последних стихотворений поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки”.

Композиция

Лермонтов использует простейшую последовательную композицию, помогающую проследить мысль и увидеть, через какие переживания проходит его лирический герой. Так, в первой строфе звучит тема одиночества, тем более горькая, что даже звезды могут разговаривать друг с другом — эта мысль прямо выражена и подчеркнута во второй строфе. Третья строфа демонстрирует сны лирического героя, ищущего свободу и покой, а четвертая и пятая строфы объясняют, что это значит: человек хочет соединиться с природой и под ее защитой заснуть прекрасным и безмятежным сном.
Стих написан пятистопным хореем. Крестная рифма. Окончательную ритмическую наполненность произведению придает чередование мужских и женских рифм.

Тема

Это классический образец жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли Лермонтов выражает с помощью образов природы, его нельзя отнести к пейзажной лирике — все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь прочувствовать их лучше.
Центральная тема — одиночество, которое проходит через все творчество Лермонтова, остро ощущавшего, что его никто не понимает. В то же время поэт раскрывает тему жизни и смерти, подчеркивая мысль о том, что, несмотря на усталость от людей, ему все же хотелось бы ощутить полноту жизни, но не как другие люди, а в единении с природой. Он также, кажется, подводит итог своей жизни, задаваясь вопросом, ждет ли он чего-то или, может быть, сожалеет о том, что произошло в прошлом.

Он хочет изменить свою жизнь, он ждет покоя и любви, он прославляет все сущее и даже не жалеет о плохом, что произошло за последние годы. В то же время лирический герой, выдавая себя за самого поэта, говорит о смерти с удивительным для человека этого возраста спокойствием.

Жанр

Это произведение представляет собой лирическую поэму. В нем отражены мысли и чувства лирического героя. Образ лирического героя и образ самого поэта максимально сближены в этом стихотворении. Поэт хотел бы и дальше жить в мире и счастье, и в некотором роде это произошло, потому что в его произведениях осталась жива душа Лермонтова.

Средства выразительности

В этой непростой философской поэме Лермонтов использовал самые разные средства выразительности. Они могут показаться довольно простыми, но на самом деле они полностью решают художественную задачу, выражая мысли, волновавшие поэта в момент написания. В стихотворении есть:

  • эпитеты: «кремниевая дорога», «холодный сон», «тихий голос», «черный дуб”;
  • инверсия – «светло-голубой“;
  • олицетворение — «пустыня слушает Бога», «звезда говорит со звездой“;
  • оксюморон — «легкая грусть”.

Также вспомогательными средствами будут выступать вопросительные предложения: «Ждать чего? Не жалею ли я о чем-нибудь?» и восклицания — «Я ищу свободы и покоя! Я хотел бы забыться и уснуть!» Они придают стихотворению экспрессию, подчеркивают эмоциональную окраску отдельных строф.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть