Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова
Анализ стихотворения «Вознесение Елизаветы. Ода Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся ученый, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из его известных произведений является «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Императрицы Императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году». Предлагаем краткий анализ «Оды на день восшествия на престол…» по плану, который поможет подготовиться к уроку литературы в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением «Вознесение Елизаветы». О, да.
История создания — Ода была написана в 1747 году.
Тема произведения – прославление великих подвигов императрицы Елизаветы Петровны.
Композиция: произведение условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй части описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.
Жанр — Ода.
Стихотворный размер: четыре стопы ямба с перекрестной, парной и кольцевой рифмовкой.
Метафоры: «дай. плоды разума».
Эпитеты: «щедрый», «земной», «великий», «глубокий», «жестокий».
Сравнения: «на душе у твоего зефира спокойнее», «вид краше рая».
Персонификации: «Вихри, не смей реветь», «Марс боялся».
Гипербола — «через горы, реки и моря».
Старославянизмы — «град», «дочь», «вия», «се».
История создания
«Ода на Вознесение…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, в шестую годовщину знаменательного события — восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем труде он указывал на положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Педро I.
Елизавете предстояла перестройка Академии наук: она утвердила новый штат и новый указ, удвоила необходимые средства на нужды академии, всячески поддерживала российскую науку и ученых.
В этот же период очень остро стоял вопрос о возможном вступлении России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предложила русскому правительству участвовать в войне против Франции и германских государств за право получения австрийского наследства.
В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень образования, но и предостерегает от войны, настаивая на мирной программе развития государства.
Тема
Центральной темой произведения является прославление великих подвигов императрицы Елизаветы Петровны, избравшей, по мнению автора, верный путь к управлению Российским государством.
Но в то же время автор умело вплетает в оду более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.
Основная идея труда – это долг перед Отечеством, служба, которая является высшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой рабочий или монарх.
По сути, ода – это послание, адресованное не только императрице, но и современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и трудностей.
Композиция
Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных друг с другом.
В первой части стихотворения поэт выражает свою радость и восхваляет императрицу, ее заслуги перед Отечеством. Он также прославляет прошлые достижения государства и его правителей, с особым восхищением вспоминает Педро I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета приняла эстафету великих дел.
Во второй части поэт мягко отходит от личности правителя и акцентирует внимание на величественном образе России с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами, огромным творческим и духовным потенциалом. Он видит укрепление и обогащение государства в развитии науки и будущего страны, в образованной и просвещенной молодежи.
Заключительная часть произведения возвращается к прославлению монарха за его деяния, направленные на благо страны.
Жанр
Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославить важную личность или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.
Поэтический размер произведения – четырехстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он использовал его с большим мастерством, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.
Особого внимания заслуживает и рифма в этом произведении. Первые четыре строки характеризуются перекрестной рифмовкой, затем следуют 2 строки с парной рифмой, а стихотворение заканчивается круговой рифмой.
Средства выразительности
Произведение отличается удивительным разнообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный и возвышенный стиль. Среди них сравнения («душа его зефира спокойнее», «видение прекраснее рая»), олицетворения («вихри, они не смеют реветь», «Марс боялся»), гипербола («через горы, реки и моря»), старославянство («град», «дочь», «выя», «видеть»), метафоры («дай. берегись плодов»).
Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: «щедрый», «земной», «великий», «глубокий», «жестокий».
Благодаря умелому использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.