Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «Вновь я посетил

Стихотворение «Вновь побывал я» А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нем он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. В поэме автор вспоминает прошлое, наблюдает настоящее и обращается к будущему поколению. Вам предлагается краткий разбор «Я снова побывал» по плану. Анализ можно использовать на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение, которое я посетил еще раз.

История создания: поэма написана Александром Пушкиным в 1835 году во время возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Тема: лирический герой возвращается на родину спустя десять лет, пересматривает свое прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не разделено на части, но по смыслу можно выделить три основных: потребность поэта в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, ее течении и неизбежной смене поколений.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, рифма не используется – белый стих.

Метафоры: «Прошлое меня живо обнимает», «его минутные часы», «озеро… синее, расстилающееся широко», «Города разбросаны по берегам», «…уголок земли”..

Эпитеты: «опальный дом», «неизведанные воды», «тяжелые его шаги», «золотые поля», «шум приветствия», «мысли радостные и приятные”.

Сравнения — «Кусты жмутся под его сенью, как дети», «Как старый холостяк…”.

Аллитерация: «Шепот их клювов с фамильярным шумом», «знакомый шепот на ухо», «но недалеко от своих отживших корней», «он услышит твой приветственный шум”.

История создания

Стихотворение «Вновь я посетил» Пушкин написал в трудную минуту своей жизни. В 1835 году, вернувшись в родное село Михайловское, он размышляет о новых планах. Мысли его направлены одновременно и назад, потому что за ним уже большая часть жизни, и вперед, к будущему, которое еще не определено.

Тема

Темой для стихотворения поэт избрал свои размышления о местах, где он когда-то «провел в ссылке два незаметных года», о Михайловском. Ему приятно и горько одновременно: многие его воспоминания связаны с этим местом, но он и он сам сильно изменились с момента их последней встречи.

Композиция

Одной из особенностей построения стихотворения является то, что оно не разделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт пишет, что часть его жизни уже осталась позади, и пришло время переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые он теперь видит перед собой. Многое изменилось с тех пор, как он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился ландшафт.

В третьей части в описании природы скрыто размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то здесь было три сосны, теперь у их ног выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, а внук увидит: «Он полон радостных и приятных дум, пройдет мимо вас во мраке ночи и вспомнит обо мне». В этом смысл жизни на земле: одно поколение обязательно сменяет другое.

Поэтому возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Жанр

Жанр стихотворения можно определить как лирическое стихотворение. Лирический герой вспоминает прошлое, приносит свои мысли о жизни и смерти, об ушедших годах. Стихотворение полно чувств и переживаний лирического героя.

Стихотворение написано ямбом, что придает ему некую торжественность. Следует отметить, что в нем нет рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение изобилует различными художественными средствами, искусно и красиво примененными поэтом. Среди них изобилуют метафоры: «Прошлое крепко обнимает меня», «его трудоемкий патруль», «озеро.. голубое, разворачивается», «Города разбросаны по пологим берегам», «Зеленая семья», «его мрачное товарищ», «могучая старость”.

Также в тексте встречаются эпитеты: «неизведанные воды», «опальный дом», «тяжелые их шаги», «золотые поля», «шум приветствия», «мысли радостные и приятные», и олицетворения: «Мельница повернулась, к сила, поворачивающая крылья», «..в гору лезет запятнанная дождем дорога», «..кусты жмутся друг к другу», и сравнения: «Кусты жмутся под сенью своей, как дети», «старый холостяк…”.

Для передачи звуков Пушкин использует такое средство, как аллитерация. Например, для создания эффекта шелеста листвы повторяются звуки «ш» и «х»: «Шорох их верхушек знакомым шумом», «знакомый шепот на ухо», «но близко к корням их устарели», «Он услышит ваш шум приветствия”.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть