Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Валерик

Вторая кавказская ссылка стала для Лермонтова очень плодотворной в творческом плане. В частности, там было написано одно из самых интересных его стихотворений «Валерик». Краткий разбор «Валерика» по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, поможет учащимся лучше понять это произведение.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем прочитать стихотворение Валерика.

История создания – написана «Валериком» в 1840 году и посвящена битве на одноименной реке, в которой участвовал сам поэт.

Тема — красота и хрупкость жизни, которая лучше всего реализуется в контексте смертельной опасности.

Композиция состоит из трех частей, первая и последняя части составляют основу основного и фактического описания битвы.

Пол — сообщение.

Стихотворный размер: четырехстопный и двухстопный ямб с неправильной рифмовкой.

Эпитеты: «холодный ум», «тяжелые годы», «холодное размышление», «последний цвет», «больная душа», «медное оружие”.

Метафоры: «прочитай страницы прошлого», «будь сердцем лицемерить», «я тащил цепь трудных лет», «я несу свой крест», «горят штыки», «темный и хитрый взгляд”.

Олицетворение — «сердце спит”.

История создания

Написанное в 1840 году стихотворение «Валерик» дойдет до читателя в 1843 году (оно было опубликовано в альманахе «Утренняя заря»), но история создания этого произведения началась несколько раньше. Это письмо-обращение к возлюбленной посвящено прекрасной Варваре Лопухиной, которую поэт любил много лет. К ней обращена поэтическая исповедь Лермонтова.

На момент написания этой работы находился в Чечне, во второй кавказской ссылке. В это время подразделение генерала Галафеева, под началом которого служил Лермонтов, вело активные боевые действия, в частности, участвовало в сражении на реке Валерик, о котором идет речь в произведении. Хотя у поэта уже было три года военной службы, на самом деле это было одно из первых сражений, в котором он участвовал.

Тема

Лермонтов пишет о войне и любви; объединяя эти две темы в одну, он говорит о том, насколько хрупка жизнь. Но понимание этого обычно приходит к человеку только перед лицом неминуемой опасности для самого себя. Так что лирический герой осознает эту простую истину только тогда, когда он на войне. Именно эту мысль вы пытаетесь донести до любимого, но не ждете от него понимания, ведь у них нет «родства душ”.

Поэт говорит о войне как о чем-то безжалостном и бессмысленном, и хотя он говорит о конкретном сражении, поднимаемая им тема имеет универсальное и гуманистическое значение.

Композиция

Композиционно это стихотворение четко делится на три части.

В первом он обращается к любимой женщине, но при этом тон речи совершенно лишен романтизма. Лирический герой говорит, что война унесла его иллюзии о чувствах. И хотя сердечная привязанность длилась долго, поэт уже не верит в нее. Он иронично говорит о своей уверенности в ее равнодушии к нему.

Вторая часть произведения представляет собой описание самого боя, в котором Лермонтов использует множество образов, чтобы передать, насколько ужасно это происходит. Он намеренно обезличивает солдат, что делает бой еще более ужасным и безобразным. Поэт ярко показывает контраст между светским обществом, о котором он говорил в первой части, и людьми, приговоренными к смертной казни.

Основная идея третьей части — показать светскому обществу, что поездка на Кавказ — это не увеселительное путешествие, как многие считают. И хотя на самом деле он относится только к своей возлюбленной, здесь явно присутствует обобщение. В то же время поэт не скрывает своей зависти к тем, кто не вкусил ужасов битвы.

Композиционный прием, использованный Лермонтовым, очень удачен: он делает любовные переживания героя и его восприятие войны единым целым.

Жанр

Это послание, потому что оно написано в форме письма женщине. В произведении переплелись черты любовной и военной лирики. В то же время в этом послании-исповеди присутствуют элементы пейзажных зарисовок, рассуждений на философские темы и даже бытовые сценки.

Четырехстопный ямб и нерегулярно рифмованный двухстопный ямб используются Лермонтовым для передачи ритма боя, с одной стороны, и для придания диалогу естественности, с другой. Приемы, использованные в поэме, максимально точно передают те эмоции, о которых говорит Лермонтов.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и чувств лирического героя автор также использует многочисленные тропы:

  • Эпитеты: «холодный ум», «тяжелые годы», «холодное размышление», «последний цвет», «больная душа», «медное оружие”.
  • Метафоры: «прочитай страницы прошлого», «будь сердцем лицемерить», «я тащил цепь трудных лет», «я несу свой крест», «горят штыки», «темный и хитрый взгляд”.
  • Олицетворение — «сердце спит”.

Эти средства выражения помогают поэту правдиво, не завуалируя, рассказать о своих чувствах и переживаниях.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть