Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкина
Анализ стихотворения Пушкина «Вольность, сеятель пустыни
Поэма А.С. Пушкина «Сеятель воли в пустыне» представляет собой попытку осмысления проблемы русского народа XIX века в библейском контексте. Произведение отражает разочарование автора в романтических идеалах. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Пустынного сеятеля свободы» по плану, который будет полезен на уроке литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться с поэмой Либертад, сеятеля пустыни.
История создания — Стихи написаны в 1823 году во время пребывания поэта в ссылке на юге, опубликованы после смерти Пушкина.
Тема стихотворения — порабощение народа.
Композиция — Анализируемое стихотворение представляет собой монолог лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ о тщетной попытке получить плоды «семени, дающего жизнь», призыв героя к народам. Формально стихотворение разделено на две строфы (шесть и семь строк).
Жанр — элегия.
Стихотворный размер — четырехстопный ямб, перекрестная рифма АВАВ и кольцо АВВА
Метафоры: «пустынный сеятель свободы», «порабощенные бразды», «семя, дающее жизнь», «почему дары свободы стада», «наследство их из поколения в поколение есть ярмо с колокольчиками и бич».
Эпитеты: «чистая и невинная рука», «добрые помыслы и дела», «мирные люди».
История создания
История создания поэмы связана с революционными событиями в Западной Европе и личными взлетами и падениями А. Пушкина. Произведение написано в 1823 году, когда Александр Сергеевич находился в ссылке на юге. В течение 4 лет он находился под строгим надзором, и это угнетало поэта. Он считал такую рутину унижением.
Масла в огонь подлили революционные события в Западной Европе, где люди боролись за свои права. Однако русский народ отверг этот путь к свободе, предпочитая оставаться в иге. Свое отношение к такой позиции Пушкин выразил в анализируемом стихотворении. При жизни поэта она не публиковалась, так как мастер пера поднял очень острую проблему.
Тема
В литературе девятнадцатого века проблема порабощения народа имела широкий литературный резонанс. Немногие произведения этого типа допускались цензурой к печати, но это не останавливало писателей. Эта тема развивается и в стихах анализируемого стихотворения. Он начинается с эпиграфа, взятого из Библии. Чтобы донести свои мысли до читателя, Александр Сергеевич истолковал притчу о сеятеле, засеившем разные земли. В плодородных зернах прорастали, а те, что попали в неблагоприятные условия, погибли.
Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю приблизиться к сеятелю, понять его переживания и выводы. В эпицентре стихотворения находится лирический герой (это сеятель), который рассказывает, как засеял поле семенами. Недаром лирический герой называет себя «сеятелем пустыни»: таким образом он намекает, что, кроме него самого, еще никто не пытался посеять «рабские бразды» семенами свободы. К сожалению, его работа не принесла плодов. Герой считает, что зря потратил время.
Он был очень разочарован, когда увидел, что его усилия не увенчались успехом. Вот почему из уст сеятеля вылетают острые и гневные слова. Он называет мирные народы пасущими стадами, что обрекло не только их, но и их потомков на жизнь рабов.
Образы, созданные Пушкиным, символичны. Таким образом, сеятель — человек высоких мыслей, желающий вести людей к справедливости и свободе. Семена — это ваши идеи. Фразу «Я ушел рано, до звезды» тоже нельзя воспринимать буквально. Это значит, что человек начал свой путь в то время, когда его должность еще не стала популярной.
Композиция
Композиция проста. Это монолог сеятеля, который автор делит на две части в зависимости от смысла: рассказ сеятеля о его бесплодной работе и его острое обращение к порабощенным народам. Формальная организация стихотворения соответствует семантике: две строфы (семь и шесть строк), границы которых совпадают с содержательными частями. Таким образом, поэт выделяет каждую ключевую мысль стихотворения.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Пушкин использует два типа рифм: большинство строк соединено крестом АВАВ, часть — кольцевой рифмой. В стихотворении присутствуют мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – элегия. Стихотворение представляет собой грустное философское размышление.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует выразительные средства. Они помогают автору интерпретировать историю Библии.
В тексте преобладают метафоры: «свобода — сеятель пустыни», «порабощенные поводья», «семя, дающее жизнь», «почему стада — дары свободы», «наследство их из поколения в поколение — это ярмо» с колокольчиками и бичом». В наборе метафор много традиционных образов: сеятель, семена, стада. Полноту мыслям придают эпитеты: «чистая и невинная рука», «добрые мысли и дела», «мирные люди».
Речь сеятеля эмоциональна, поэтому важную роль играет интонация. В некоторых стихах используется аллитерация, например, «с», «з», «з»: «Тебя не разбудит крик чести. Зачем стаду нужны дары свободы?».